По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.016:004

Особенности обучения цифровым компетенциям бухгалтеров сельскохозяйственных организаций

О. П. Князева канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», г. Ижевск, Россия, e-mail: knyazevaop@yandex.ru
П. Б. Акмаров канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической кибернетики и информационных технологий, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», г. Ижевск, Россия, e-mail: izgsha_ur@mail.ru
Г. Р. Алборов канд. экон. наук, доцент кафедры экономической кибернетики и информационных технологий, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», г. Ижевск, Россия, e-mail: g.r.alborov@mail.ru
В. И. Хоружий д-р экон. наук, профессор Департамента налогового администрирования, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия, e-mail: vhoruzhiy@yandex.ru

Рассматриваются вопросы совершенствования структуры и содержания дополнительного профессионального образования в контексте развития цифровых компетенций специалистов бухгалтерских служб. Показан уровень владения населением России современными информационными технологиями, и выделены направления обучения, которые требуют повышенного внимания при подготовке современных экономистов. Представлены результаты выборочного социологического исследования о готовности преподавателей к цифровой трансформации образовательных программ. Определена значимость цифровых компетенций в системе профессионального образования как неотъемлемой части обучения, и показана их роль в успешной деятельности современного специалиста.

Литература:

1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Цифровая экономика: 2020: краткий статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 112 c.

2. Акмаров П. Б. Проблемы защиты информации в информационных системах сельскохозяйственных организаций / П.Б. Акмаров, Г.Р. Алборов, О.П. Князева, Н.В. Горбушина, М.К. Джикия // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2022. — № 4. — С. 252–258.

3. Акмаров П. Б. Квалифицированные кадры — основа инновационного развития АПК / П.Б. Акмаров, О.В. Абрамова, Е.С. Третьякова // Вестник Ижевского государственного технического университета. — 2010. — № 1 (45). — С. 44–47.

4. Батова М. М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование — наука — производство» // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Т. 9. — № 4. — С. 1573–1584.

5. Батракова Л. Г. Труд и социально-трудовые отношения в цифровой экономике // Социальное партнерство: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник докладов и тезисов участников конференции. — Ярославль, ЯФ ОУП ВО «АТиСО», 2019. — С. 28–31.

6. Волгина С. В. К вопросу об изменении содержания и качества высшего образования в условиях цифровой экономики с позиции компетентностного подхода // Тенденции развития науки и образования. — 2019. — Т. 50. — № 7. — С. 12–15.

7. Волкова А. С., Константинова Д. С., Кудаева М. М., Масалова Ю. А. Изменение подходов к использованию человеческих ресурсов под воздействием цифровых технологий // Креативная экономика. — 2020. — Т. 14. — № 8. — С. 1491–1506.

8. Гилева Т. А., Галимова М. П. Модели компетенций и навыков цифровой экономики: аналитический обзор/ Отв. ред. Л.А. Исмагилова // Управление экономикой: методы, модели, технологии: сборник материалов XIХ Международной научной конференци. — Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2019. — С. 58–62.

9. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. — 2018. — № 3. — С. 4–20.

10. Кадры для цифровой экономики // Официальный сайт проекта «Кадры для цифровой экономики» [Электронный ресурс]. — URL: https:// data-economy.ru/education (дата обращения: 16.05.2022).

11. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. — 2018. — Т. 22. — № 3. — С. 61–73.

12. Россия-2025: от кадров к талантам // Официальный сайт BCG [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.bcg.com/ru-ru/россия-2025-откадров-к-талантам (дата обращения: 16.05.2022).

13. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. — 2019. — № 2 (28). — С. 116–121.

14. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 124 с.

В российской системе профессионального образования экономические направления и специальности подготовки занимают существенную роль. По оценкам Росстата, на этих направлениях сегодня обучается более 21 % всех студентов [14]. Углубленное изучение информационных технологий для экономики осуществляется по направлению «Бизнес-информатика», где численность обучающихся превышает 18 тыс. человек, что составляет 0,5 % от всех студентов ключевых направлений цифровой подготовки (табл. 1).

Кроме того, информационные технологии в разной степени сегодня изучаются по всем другим экономическим направлениям подготовки, что продиктовано общественными потребностями к уровню подготовки выпускников.

Однако темпы развития информатизации во всем мире, в том числе и в экономике России, сегодня настолько ускорились, что знания, полученные студентами профессиональных учебных заведений при обучении в период начала их трудовой деятельности по полученной профессии, во многом уже не соответствуют требованиям цифровой экономики. Это отставание еще глубже прослеживается на уровне владения информационными технологиями работающих специалистов, в том числе бухгалтеров сельскохозяйственных организаций.

Специфика работы бухгалтеров, выполняющих, как правило, многократно однотипные операции, вызывает их привыкание к установленному программному обеспечению. Поэтому, когда начинается процесс совершенствования информационных технологий в сфере бухгалтерского учета, тем более при переходе на комплексные системы автоматизации, им крайне необходимо обучение новым навыкам [9].

Таким образом, быстрое развитие информационных технологий, углубление и расширение решаемых на компьютерах задач ставят перед нами задачу конкретизации цифровых навыков работников в сторону усиления целевой направленности обучения, ориентированной на автоматизацию сферы бухгалтерской службы [1]. Но при этом у них должна быть сформирована достаточно надежная и глубокая общая база знаний, умений и навыков.

Для Цитирования:
О. П. Князева, П. Б. Акмаров, Г. Р. Алборов, В. И. Хоружий, Особенности обучения цифровым компетенциям бухгалтеров сельскохозяйственных организаций. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: