В российской системе профессионального образования экономические направления и специальности подготовки занимают существенную роль. По оценкам Росстата, на этих направлениях сегодня обучается более 21 % всех студентов [14]. Углубленное изучение информационных технологий для экономики осуществляется по направлению «Бизнес-информатика», где численность обучающихся превышает 18 тыс. человек, что составляет 0,5 % от всех студентов ключевых направлений цифровой подготовки (табл. 1).
Кроме того, информационные технологии в разной степени сегодня изучаются по всем другим экономическим направлениям подготовки, что продиктовано общественными потребностями к уровню подготовки выпускников.
Однако темпы развития информатизации во всем мире, в том числе и в экономике России, сегодня настолько ускорились, что знания, полученные студентами профессиональных учебных заведений при обучении в период начала их трудовой деятельности по полученной профессии, во многом уже не соответствуют требованиям цифровой экономики. Это отставание еще глубже прослеживается на уровне владения информационными технологиями работающих специалистов, в том числе бухгалтеров сельскохозяйственных организаций.
Специфика работы бухгалтеров, выполняющих, как правило, многократно однотипные операции, вызывает их привыкание к установленному программному обеспечению. Поэтому, когда начинается процесс совершенствования информационных технологий в сфере бухгалтерского учета, тем более при переходе на комплексные системы автоматизации, им крайне необходимо обучение новым навыкам [9].
Таким образом, быстрое развитие информационных технологий, углубление и расширение решаемых на компьютерах задач ставят перед нами задачу конкретизации цифровых навыков работников в сторону усиления целевой направленности обучения, ориентированной на автоматизацию сферы бухгалтерской службы [1]. Но при этом у них должна быть сформирована достаточно надежная и глубокая общая база знаний, умений и навыков.