По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01 DOI:10.33920/nik-02-2206-03

Особенности образования в век цифровизации*

Башина Ольга Эмильевна д-р экон. наук, проф., заведующий кафедрой статистики, маркетинга и бухгалтерского учета Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: Obashina@mosgu.ru
Лазарев Андрей Вячеславович магистрант кафедры статистики, маркетинга и бухгалтерского учета Московского гуманитарного университета, 143989, Россия, г. Балашиха, ул. Граничная, д. 11, к. 1, эл. адрес: Super.uzu@mail.ru

В статье анализируются проблемы образования в условиях современного технологического прогресса. Показано, что современные цифровые технологии, внедряемые в образовательный процесс, в том числе в виде дистанционного обучения, обладают хорошей перспективой — они позволяют устранить пространственное и социальное неравенство, позволяют сделать доступными самые различные базы научных данных в виде электронных библиотек. Однако цифровые технологии не могут дать дополнительные возможности без хорошей методической базы, соответствующих целевых установок, без дополнительного обучения преподавательского состава.

Литература:

1. Агеев А.В. Информатизация образования — необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность: Материалы межвузовской научно-практической конференции 20 ноября 2012 г. — Орел: ООО ПФ «Картуш», 2012. — C. 65–77.

2. Агеев А.В., Бурнашов М.А., Пушкарев А.Е. Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании. — Орел: ООО ПФ «Картуш», 2010.

3. Артюхин В.В. Реальность 2.0b. Современная история информационного общества [Текст] / В.В. Артюхин. — М.: Артюхин В.В., 2011. — 432 с.

4. Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. — Рига, 1983. — С. 11–15.

5. Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. — СПб., 1998. — 42 с.

6. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 4–1. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-obrazovanii (дата обращения: 08.03.2022).

7. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае // II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26– 27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 c.

8. Рапуто А.Г. Информационные технологии в обучении основам визуальной грамотности // Информатика и образование. — 2007. — № 11. — С. 110–118.

9. Семенова Е.М., Захаров А.В., Агеев А.В. Роль высшего образования в развитии цифровой экономики России // Экономические и гуманитарные науки. — 2019. № 4 (327). — С. 110–118.

10. Тевс Д.П. Мультимедиа как средство и технология обучения будущего учителя // XVII конференция представителей научно-образовательных сетей RELARN-2010: Сборник тезисов докладов. — М., 2010. — С. 244–248.

11. Цифровизация образования — надежды и риски [Электронный ре¬сурс]. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148tsifrovizatsiya_obrazovaniya__ nadezhdy_i_riski (дата обращения 20.11.2019).

1. Ageyev A.V. Informatizatsiya obrazovaniya — neobkhodimaya sostavlyayushchaya razvitiya informatsionnogo obshchestva // Rossiyskoye obrazovaniye segodnya: urovnevaya sistema, novyye standarty, konkurentosposobnost': Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 20 noyabrya 2012 g. — Orel: OOO PF «Kartush», 2012. — C. 65–77.

2. Ageyev A.V., Burnashov M.A., Pushkarev A.Ye. Komp'yuternyye tekhnologii v nauke, ekonomike i obrazovanii. — Orel: OOO PF «Kartush», 2010.

3. Artyukhin V.V. Real'nost' 2.0b. Sovremennaya istoriya informatsionnogo obshchestva [Tekst] / V.V. Artyukhin. — M.: Artyukhin V.V., 2011. — 432 s.

4. Arutyunov YU.S. O klassifikatsii aktivnykh metodov obucheniya // V Mezhvedomstvennaya shkola-seminar po intensivnym metodam obucheniya. — Riga, 1983. — S. 11–15.

5. Golubkova O.A. Ispol'zovaniye aktivnykh metodov obucheniya v uchebnom protsesse: uchebno-metodicheskoye posobiye. — SPb., 1998. — 42 s.

6. Gordeyeva Ye.V., Muradyan SH.G., Zhazhoyan A.S. Tsifrovizatsiya v obrazovanii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2021. — № 4–1. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 08.03.2022).

7. Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitaye // II Rossiysko-kitayskaya konferentsiya issledovateley obrazovaniya «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya i iskusstvennyy intellekt». Moskva, Rossiya, 26–27 sentyabrya 2019 g. [Tekst] / A.YU. Uvarov, S. Van, TS. Kan i dr.; otv. red. I.V. Dvoretskaya; per. s kit. N.S. Kuchmy; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 155 c.

8. Raputo A.G. Informatsionnyye tekhnologii v obuchenii osnovam vizual'noy gramotnosti // Informatika i obrazovaniye. — 2007. — № 11. — S. 110–118.

9. Semenova Ye.M., Zakharov A.V., Ageyev A.V. Rol' vysshego obrazovaniya v razvitii tsifrovoy ekonomiki Rossii // Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. — 2019. № 4 (327). — S. 110–118.

10. Tevs D.P. Mul'timedia kak sredstvo i tekhnologiya obucheniya budushchego uchitelya // XVII konferentsiya predstaviteley nauchno-obrazovatel'nykh setey RELARN-2010: Sbornik tezisov dokladov. — M., 2010. — S. 244–248.

11. Tsifrovizatsiya obrazovaniya — nadezhdy i riski [Elektronnyy re¬surs]. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148tsifrovizatsiya_obrazovaniya__ nadezhdy_i_riski (data obrashcheniya 20.11.2019).

Современное образование не может быть реализовано без поиска новых материалов и методов обучения. Отчасти это связано с социальными изменениями из-за широкого проникновения цифровых технологий во все сферы жизни, включая образование. Исследователи, изучающие цифровые медиа и области обучения, на которые они влияют в различных дисциплинах, говорят не только об оцифровке, но и о развитии медиаиндустрии [1, c. 65–77].

Оцифровка в первую очередь связана с инфраструктурой, где цифровые технологии становятся все более распространенными и сливаются с повседневными объектами, делая их менее заметными в обучающей среде по сравнению с тяжелыми компьютерами недавнего прошлого. Достаточно представить Интернет вещей: часы, пылесосы, холодильники, обеспечивающие доступ в интернет, который стал сегодня частью повседневной жизни. Школы, университеты и другие образовательные организации, которые недавно были столпами письменной и книжной культуры, также сталкиваются с проблемами цифровой трансформации. Запрос на индивидуальные цифровые навыки, ресурсы и организационные навыки растет [10]. Важно знать о последствиях цифровой трансформации для самой учебной организации и о том, как преподавательский состав должен реагировать на нее [8].

Если рассматривать только техническую часть, речь идет о быстрой оцифровке учебников и различных материалов. Аналоговое обучение частично или полностью переведено в цифровой режим. И в то же время под оцифровкой понимают только своего рода инструмент с системами тестирования в классе, например заменяющими устные консультации и «мотивирующее» обучение. Команды выполняют свои задачи дома, используя интернет-источники, блоги и цифровые системы управления обучением, такие как Moodle, Studad или Stud.La PI, что помогает организовать неограниченное количество сценариев обучения в течение примерно 20 лет, которые объединяются под общим названием «смешанного» обучения.

Помимо текста и изображений, возможности цифрового пространства позволяют интегрировать уроки с другими форматами — такими, как аудио- и видеомоделирование, которые также учитывают социальный контекст происходящих изменений. Если учебный материал создается как открытые образовательные ресурсы (ОР), его использование не противоречит применению контактной сети [7].

Для Цитирования:
Башина Ольга Эмильевна, Лазарев Андрей Вячеславович, Особенности образования в век цифровизации*. Ученый совет. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: