С развитием полисной структуры греческого мира воспитание и педагогика заняли особое место в жизни этого общества. Греки не мыслили достойного человека вне образования. Все воспитательные идеи греческого мира базировались на мифологии. Боги были для древних греков не только управителями судеб, но и образцом для создания собственной личности. И хотя прекрасные боги обладали многими качествами людей, они были тем недосягаемым идеалом, который являлся базовым для осуществления принципа калокагатии, то есть совершенства и гармонии во всем. «Ученость — единственное, что в нас божественно и бессмертно…» — утверждал Плутарх, выразив этими словами главную идею древнегреческого миропонимания и смысла жизни: возможность обрести бессмертие и этим стать подобным богам [15, c. 592]. Калокагатия была положена в основу античного воспитания, важнейшей задачей которого была необходимость вырастить человека-гражданина, подготовленного к участию в общественной жизни. «Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему» — слова Исократа определяют суть мировоззренческой мысли древних [13, c. 107] по совершенствованию личности.
В разные периоды греческой цивилизации существовала своя специфика в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Во времена «темных веков» греческая культура не имела письменности и была ораакустической: вся мифология и история передавались устным образом. Поэтому «грамотность еще не могла служить мерилом образованности, так как ее носительницей была не книга, а живое слово» [5, c. 819]. Однако в более поздний период греки позаимствовали алфавит у финикийцев, добавив в него гласные буквы, что определило развитие алфавита, а с ним и дальнейший путь европейской письменной культуры. Отметим, что в крито-микенский период письменность уже была. В силу ряда причин греки не сохранили аутентичное письмо, которое сначала было пиктографическим, а позднее клинописным. Ученые нашли множество глиняных табличек с двумя различными видами надписей, так называемым линейным письмом А и В. Расшифровать удалось только линейное письмо В. Эти записи носили хозяйственный характер.