В странах с развитой рыночной экономикой формирование технического сервиса осуществляется на основании трех наиболее значимых организационных структур — это фирмы-(заводы)-изготовители, дилеры и потребители сельскохозяйственной техники.
Так, например, в США организационные формы обслуживания сельскохозяйственной техники, применяемые фирмами, различны, в основе их функционирования лежит ряд общих принципов [1]:
- ответственность за техническое состояние сельскохозяйственных машин в течение всего срока их службы несет фирма-изготовитель через широкую систему дилеров. Этот основной принцип в США подкреплен действующим законодательством, которое запрещает продажу техники без организации ее технического обслуживания;
- фирма-изготовитель и дилеры обеспечивают проведение технического обслуживания в течение всего периода работы машины;
- фирма-изготовитель организует техническое обслуживание техники везде, где она ее продает путем широкой системы дилеров. Всего в Северной Америке различные фирмы имеют свыше 16 тыс. дилеров. В связи с этим следует отметить стремление дилеров быть как можно ближе к фермерским хозяйствам. Дилер в США обслуживает 300–400 ферм, находящихся в радиусе 80–100 миль.
Однако в последние годы неблагоприятная экономическая обстановка изменила ситуацию в структуре агробизнеса зарубежных стран. Число производителей сельскохозяйственной техники сокращается, но падение объемов продаж техники увеличило все виды сервисных услуг и ремонта, что привело к увеличению количества ремонтных предприятий.
В США дилеры стремятся к специализации на крупном ремонте и перенесении мелкого ремонта на фермы. Они либо обучают и снабжают фермера литературой по овладению навыками несложного ремонта, либо осуществляют разовые профилактические осмотры и мелкий ремонт с выездом бригад на фермы. Крупный ремонт в США производится в мастерских дилера с бесплатной доставкой техники. При этом, если стоимость ремонта превышает 1200 долл. США, клиенту предлагаются льготные условия: 50 % платит по выполнению заказа, остальные — через 1–2 месяца после ремонта. Наблюдается тенденция укрупнения дилерских предприятий. Нередки случаи, когда одно предприятие является дилером сразу нескольких крупных фирм-производителей. Основной источник получения прибыли в таких компаниях — это продажа новой и бывшей в эксплуатации техники, но не оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники [1].
Дилерские компании имеют склады запасных частей, учебные классы, торговые отделы, а также мастерские для ремонта полнокомплектных машин. Типичный дилерский пункт в ряде районов состоит из открытой площадки, на которой выставляется техника, сервисной мастерской, склада запасных частей, инструментальной, помещения для персонала, досборки, мойки и окраски машин, офиса и зала для посетителей. В условиях конкурентной борьбы фирмыизготовители и дилеры придают особое значение повышению качества и надежности машин. Так, по сведению американских фирм, считается, что каждый доллар, вложенный в организацию технического обслуживания, приносит вдвое большую прибыль, чем продажа самих машин. Это объясняется отчасти тем, что стоимость продаваемых запчастей в 2–3, а для старых моделей — в 5 раз и более выше, чем стоимость тех же деталей, идущих на сборку новых машин. Фирмы исходят из требования потребителя. Последний же, в свою очередь, из общей массы показателей, по которым оценивается техника, считает одними из основных затраты на запчасти, техническое обслуживание и ремонт.
В странах Западной Европы система агросервиса отличается от дилерской системы США. Организация технического обслуживания техники и обеспечения ее запчастями в каждой из стран Западной Европы имеет свою особенность, которая продиктована уровнем развития сельского хозяйства, технологией производства, климатическими и другими условиями. В Германии, например, широко развита сеть малых предприятий и организаций кооперативного типа. На федеральном уровне создаются их кооперативные объединения, которые, в свою очередь, продают и обслуживают сельскохозяйственную технику. Наряду с контрактами определенной фирмы-изготовителя они дополнительно занимаются реализацией техники для садоводства и ухода за газонами, обслуживаем строительной и дорожной техники. А также изготовлением деталей по заказам промышленности. Только 25 % предприятий из списка получают основной доход именно от продажи и обслуживания сельскохозяйственной техники.
Крупнейшие транснациональные корпорации-производители и продавцы тракторов и сельскохозяйственных машин, такие как Same Deutz-Fahr, Case IH, AGCO, Claas, John Deere, Massey Ferguson, New Holland и другие, реализуют продукцию через собственные компании, агентов и независимых дилеров более чем в 150 странах мира. Деятельность этих компаний по обеспечению поставок техники, организации технического сервиса и снабжения запасными частями является наиболее полной по сравнению с другими конкурентами — продавцами тракторной и сельскохозяйственной техники. Ежегодно эти компании поставляют на мировой рынок почти 400 тыс. тракторов, что составляет более 80 % от общего выпуска тракторов на земном шаре [1].
В современных развивающихся рыночных условиях взаимоотношения сторон «работодатель — наемный работник» обоснование норм труда должно быть непосредственно связано с проблемой оценки интенсивности и напряженности труда. Для работодателя необходимо максимально эффективно использовать весь трудовой потенциал всех категорий персонала путем расширения сферы нормирования, установления норм труда достаточно высокой степени напряженности, организации выполнения работ с минимальной численностью персонала и минимальными затратами рабочего времени при обеспечении высокого качества продукции (услуг). Важны точный учет и контроль издержек на трудовые ресурсы, а также повышение производительности труда прежде всего за счет рационального использования рабочего времени как по продолжительности, так и по уровню интенсивности труда. Вот почему в странах с развитой рыночной экономикой на некоторых фирмах (или их подразделениях) создаются программы по нормированию труда, представляющие собой взаимосвязанные мероприятия, направленные на расширение сферы нормирования, обеспечение высокого качества норм и нормативов, поддержание их на необходимом уровне интенсивности и др. [2].
Так, из анализа зарубежного опыта известно: официальный дилер практически любого серьезного известного завода — изготовителя сельскохозяйственной техники продает сельхозпроизводителям машины и оборудование по договорной цене, но не выше назначенной компанией-изготовителем. Дилер выкупает технику у производителя со скидкой порядка 20÷40 %, за счет этой скидки с заводской цены дилерские структуры практически полностью могут покрыть свои затраты на перевозку различной техники и оборудования (в собранном или частично разобранном виде), окончательную сборку и предпродажную подготовку, а также последующую доставку потребителю.
Далее стоимость обслуживания и ремонтов техники дилер определяет по фактическим затратам, предварительно согласовав все основные моменты в какой-либо приемлемой договорной форме с покупателем.
На всю технику, поступающую для ремонта в сервисные структуры дилера, оформляется карта-наряд, в которой каждой единице техники и оборудования присваивается цифровой код, указываются заводизготовитель, год выпуска, дата приобретения машины сельхозпроизводителя, реквизиты владельца. Далее сервисный менеджер (мастер) поручает заказ конкретному исполнителю или нескольким в зависимости от объема предстоящих работ, составляет примерный перечень операций, определяет потребность в запасных частях и расходных материалах, нужная информация передается на склад. В карте-наряде фиксируется продолжительность времени выполнения работ, от чего и зависит оплата труда. В зависимости от квалификации механики-исполнители получают 16÷26 долл/ч (по состоянию на конец 2010 г. в различных штатах США минимально допустимая местными законодательными актами часовая тарифная ставка наемного работника колебалась в пределах 15÷19 долл/ч).
Разница в оплате труда весьма существенна по отдельным странам. Для анализа возьмем данные по уровню оплаты труда производственных рабочих в промышленности, что в среднем примерно соответствует уровню оплаты персонала технического сервиса транспорта и сельхозмашин. Так, по данным U.S. Department of Labor, Bureau of Labor Statistics, наибольший уровень оплаты труда в промышленности колеблется от 53,89 долл/ч в Норвегии (2009 г.) до 1,50 долл/ч на Филиппинах, в том числе производственным рабочим — 45,5 долл/ч в Норвегии и 1,17 долл/ч на Филиппинах. Наибольший уровень оплаты труда в промышленности наблюдается в странах Европы, исключением являются страны Восточной Европы, где уровень оплаты труда в несколько раз уступает промышленно развитым странам Западной Европы. Однако в Чехии и Польше отмечались высокие темпы роста оплаты труда до 2008 г. включительно, но в 2009 г. уровень оплаты труда резко снизился в связи кризисными явлениями в экономике не только в этих странах, но и в других. За 2000–2008 гг. средняя почасовая оплата труда в Чехии увеличилась в 3,63 раза, а в Польше — в 2,8 раза (табл. 1).
Источник: по данным U.S. Department of Labor, Bureau of Labor Statistics.
Высокими темпами растет почасовая оплата в Норвегии. За 2000–2008 гг. она увеличилась в 2,25 раза. Наиболее защищенными в социальном плане являются рабочие в Бельгии, Австрии и Германии — социальные выплаты составляют 25–30 % от общего объема выплат. Менее защищенные рабочие на Филиппинах, у них не только низкая почасовая оплата труда, но и очень скромные социальные выплаты.
В США применяются две основные системы оплаты ремонтных работ заказчиком, выполненных дилерскими структурами:
1) за определенные виды работ (filtrate);
2) повременная (charging for time and materials).
В первом варианте основой для расчета стоимости объема ремонтных работ служат нормативы по затратам рабочего времени на в точности определяемые в данных нормативах виды ремонтно-обслуживающих работ. Во втором случае при использовании исключительно повременной системы основой становится фактическое время, затраченное сервисными работниками, производившими ремонт. Важно отметить, что на сегодняшний день почти 80 % различных дилерских структур применяют второй вариант системы оплаты ремонтных работ, однако при этом варианте повременной оплаты труда работников техсервиса все же существует опасность намеренного затягивания сроков ремонта, что влечет за собой и увеличение стоимости конкретных ремонтных работ, и поэтому при такой системе оплаты труда ремонтников необходимы определенные меры по контролю времени выполнения ремонтных работ [3].
Разумеется, что случаев неоправданных задержек техники в ремонте полностью избежать не удается, тогда в таких выявленных ситуациях дилер по согласованию с менеджером сервиса может выставить заказчику счет уже за меньшее количество рабочих часов исполнителей ремонта (заказа), списав на свои затраты образовавшееся избыточное рабочее время. Как правило, прямые материальные санкции к конкретным исполнителям не применяются, но в конце каждого года при рассмотрении вопросов о соответствии и повышении квалификации и вытекающем из этого размере заработной платы дилер учитывает все сведения о списании рабочего времени.
В случае возникновения отказа по причине выявленного некачественного выполнения ремонта дилер, как правило, организует устранение отказа непосредственными исполнителями, выполнявшими ремонтные работы, с участием сервисного менеджера, который и определил им этот заказ.
Пример расчета стоимости ремонтных работ для оплаты заказчиком (дилер Ла Прунти, г. Рошепл, штат Иллинойс). В мастерской дилера работают девять механиков, которые специализируются по группам машин. Средняя часовая оплата труда механика — 24,25 долл/ч. К ней прибавляется средняя сумма непрямых выплат: оплата отпускников, невыход на работу по болезни, стоимость спецодежды и прочее, которая составляет 6,1 долл/ч. Получается базовая сумма 30,35 долл/ч. Эта сумма умножается на принятый в отрасли коэффициент 3,25, учитывающий расходы по ведению дел (cost of doing business), и получается 91,05 долл/ч за 1 чел-ч ремонта сельскохозяйственных машин. По этим же тарифам оплачивается вызов механика к месту эксплуатации машины, включая время на проезд к объекту и обратно. Кроме того, оплачивается используемое механиком транспортное средство — это в среднем 80 центов США за 1 милю. Для большей наглядности, информативности и понимания расчета почасовой оплаты труда в зарубежных странах приведем некоторые сведенные в таблицу данные. В таблице страны ранжированы в порядке убывания уровня почасовых выплат (табл. 2).
Нужно отметить, что в странах мира приняты разные минимальные размеры почасовой оплаты труда, во многих странах этот показатель достаточно жестко регулируется государством, и даже такой либеральный город (в этом плане), как Гонконг, сделал важный шаг в направлении отказа от традиционной политики, заключающейся в ограничении вмешательства государства в экономику (laissez-faire policy): предложен минимум почасовой оплаты труда — 28 гонк. долл. [или 3,6 долл. США (далее по тексту — долл.)]. Показатель Гонконга в значительной степени уступает аналогичному ограничителю в других странах, отличающихся высоким уровнем жизни. В Японии указанный минимум равняется 730 иен (8,9 долл.), в Австралии 15 ав. долл. (15,1 долл.), в Новой Зеландии — 12,75 н.-з. долл. (9 долл.), в США — 7,25 долл., в Канаде — 8,0÷10,25 к. долл. (7,6÷9,7 долл.; минимумы различаются по провинциям), в Великобритании — 5,80 ф. ст. (9 долл.) (данные U.S. Department of Labor, Bureau of Labor Statistics за 2010 г.).
Возвращаясь к примеру расчета стоимости ремонтных работ для оплаты заказчиком (дилер Ла Прунти, г. Рошепл, штат Иллинойс), заметим, что запасные части и ремонтные материалы оплачиваются отдельно, а весь 8-часовой рабочий день сервисных механиков оплачивается по указанной выше расценке (24,25 долл/ч) по состоянию на 2010 г., независимо от того, какие работы выполняет механик и выполняет ли он их вообще.
Использование времени работы механиков, выраженное отношением времени, оплаченного клиентами, к общему рабочему времени механиков-ремонтников, служит показателем эффективности работы сервисной мастерской дилера. В последнее время этот показатель у дилера равен примерно 60 %. Услуги по ремонту и обслуживанию техники дают дилеру около 10% общего объема финансовых поступлений, но доля дохода, обеспеченная этими услугами, поднимается до 25%, это является свидетельством того, что технический сервис — действительно весьма выгодный сектор агробизнеса.
Крупные фирмы-производители уделяют техническому обслуживанию не меньше внимания, чем производству машин. Качество технического обслуживания в значительной мере определяет размер сбыта и гарантирует закрепление потребителя на долгий период [1].
Жесткая конкуренция на современном мировом рынке сельскохозяйственной техники заставляет дилеров постоянно и неотложно принимать меры по дальнейшему совершенствованию системы агросервисного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей: значительное увеличение продолжительности рабочего дня и рабочей недели вплоть до регулярной работы по выходным и праздничным дням, расширение спектра работ по диагностике и предупредительному обслуживанию и ремонту техники и т. д. [3].