К основным недостаткам нормативно-правовых документов по труду, сформированных и действующих в настоящее время в сфере здравоохранения, российские ученые, в том числе доктор медицинских наук В.М. Шипова, относят следующие:
— необоснованное введение новых единиц расчета для нормирования труда;
— не применение расчетного принципа формирования нормативов по труду;
— несоответствие номенклатурам государственных учреждений здравоохранения и медицинских организаций, должностей и коечного фонда (по видам медицинской помощи);
— неграмотный подход к расчету количества должностей круглосуточных постов и т.д.;
— отсутствие нормативов по труду для отдельных подразделений и должностей;
— несогласованность нормативов по труду в различных, одновременно действующих нормативных правовых актах;
— нарушения порядка представления нормативов по труду, введения должностей заведующих и т.д.;
— финансовая и кадровая (физические лица) необеспеченность рекомендуемых штатных нормативов [6].
Недостатки нормативно-правовых документов по труду затрудняют процессы нормирования и оплаты всех видов медицинской помощи в системе ОМС, в том чичле нормирование и оплату первичной специализированной стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.
Известно, что основными документами, регламентирующими нормирование труда в медицинских организациях, являются: Конституция и Трудовой кодекс Российской Федерации; постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 «О правилах разработки и утверждении типовых норм труда»; приказы Минздравсоцразвития РФ и Минздрава РФ, утверждающие порядки оказания медицинской помощи; постановления Правительства РФ, об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
Вопросы нормирования труда отражены также в приказах Минтруда Российской Федерации:
— от 31.05.2013 №235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»;