По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pro-3-2009-03

Особенности начисления зарплаты водителя общественного транспорта в 2020 году

Профессия водителя общественного транспорта является достаточно востребованной во всех регионах страны. В рамках данной статьи рассмотрены особенности начисления заработной платы водителям муниципального общественного транспорта, порядок оплаты труда в зависимости от тарифной сетки, изучен вопрос премирования, рассмотрены виды доплат и случаи, когда они выплачиваются. Поскольку профессия водителя предусматривает разъездной характер, рассмотрен вопрос о возмещении расходов, связанных с особенностями работы.

Литература:

1. https://znaybiz.ru/kadry/oplata/professii/voditeli-municipalnogo-obshhestvennogo-transporta.html.

Работа водителей автотранспортных средств регламентируется нормативно-правовыми актами, как и работа представителей других профессий. Однако в российском законодательстве не так много таких документов. Уровень зарплаты для водителей общественного муниципального транспорта определяется в соответствии с постановлениями Минтранса России, а также федеральными актами, которые регламентируют уровень доходов граждан в стране в отдельных регионах. Речь идет о таких показателях, как МРОТ или прожиточный минимум.

На практике уровень заработной платы водителей варьируется в зависимости от ряда различных факторов:

• квалификации (повышение квалификации способствует карьерному росту и, как следствие, зарплаты);

• рабочего стажа (чем выше стаж, тем выше оклад назначается для специалиста);

• типа управляемого транспортного средства (если работа предполагает вредные условия труда, то уровень зарплаты будет выше);

• категории транспорта (маршрутное такси, автобус, троллейбус и пр.);

• компании, выступающей в роли работодателя (в частных компаниях, как правило, уровень заработной платы выше);

• города и региона.

Эти факторы — лишь основные аспекты, из которых складывается уровень заработной платы водителей общественного муниципального транспорта.

Категория транспорта

Ключевым фактором, вокруг которого формируется уровень заработной платы водителя муниципального транспорта, — это категория транспорта. Водители метро получают заработную плату выше, чем работники, осуществляющие перевозки на автобусе.

Картина по вакансиям водителя автобуса на сегодняшний день выглядит следующим образом: 46 % всех открытых должностей в Москве предполагают заработную плату в размере от 5660 до 84 400 руб. в месяц. 31 % вакансий подразумевает зарплату от 28 800 до 56 600 руб., еще 17 % — от 84 400 до 112 200 руб.

В среднем по стране водители автобусов получают зарплату в размере от 40 тыс. до 70 тыс. руб. в месяц. Точная сумма оклада формируется на основании нескольких факторов. Ключевую роль играет специфика трудовой деятельности и направление работы самого работодателя. Например, для вождения туристического автобуса в Москве (требуется водительское удостоверение образца РФ и опыт работы от 5 лет) предлагается зарплата 50 000–70 000 руб.), для вождения корпоративного автобуса (требуется опыт работы 3–7 лет, хорошее знание ППД и техники безопасности при осуществлении пассажирских перевозок) предлагается зарплата 44 тыс. руб.

Для специалиста на вакансию «перегонщик» (требуется опыт 1–4 года) предлагаемая заработная плата составляет 25 тыс. руб. Водитель служебного автобуса (работодатель требует отсутствия ДТП с участием кандидата на должность водителя на протяжении последних трех лет, стаж от пяти лет и опыт вождения 3–7 лет) может рассчитывать на зарплату от 50 тыс. руб. Водитель автобуса регулярных рейсов с опытом вождения от трех лет, наличием действующей медицинской справки и водительского удостоверения категории D может рассчитывать на зарплату от 60 до 80 тыс. руб.

Водители троллейбусов могут претендовать на более низкий уровень заработной платы. Троллейбусы отличаются более простым управлением транспортным средством, они движутся с более низкой скоростью, стоимость проезда в них ниже. Все это сказывается и на зарплате водителя в том числе. Так, средний показатель зарплаты водителя троллейбуса в Москве составляет 65 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — около 45 тыс. руб. В регионах уровень зарплат существенно ниже — в районе 20–30 тыс. руб.

Аналогичная ситуация обстоит и с условиями, на которые приглашаются водители маршрутного такси. В Москве зарплата составляет в среднем 50–60 тыс. руб., это на 4 % больше, чем в других российских регионах. Уровень зарплаты варьируется от 50 тыс. до 100 тыс. руб., конкретная сумма зависит от набора требований, а также от типа транспортного средства, которым управляет водитель.

Чаще всего работодатели предъявляют к кандидатам на роль водителя следующие требования: обязательное наличие водительского удостоверения требуемой категории и наличие стажа вождения — для обеспечения безопасности перевозок. Знание дорог Москвы на высоком уровне, готовность к ненормированному или продолжительному рабочему дню. Водителей принимают на работу при наличии актуальной медицинской справки. Среди личностных качеств предъявляются такие требования: усидчивость, стрессоустойчивость.

В других странах ситуация обстоит следующим образом: в Европе и странах Северной Америки водители могут претендовать на существенно более высокий уровень оплаты труда, чем в России. Например, водители в Германии в среднем ежемесячно получают от 1800 до 2500 евро, что в переводе на рубли равняется примерно 120 000–180 000 руб. Во Франции зарплата водителя составляет от 1700 до 2000 евро. В США и Канаде водители получают еще больше — порядка 3000–3400 долл. в месяц.

Трудовые функции водителя

Профессия водителя является одной из самых востребованных в мире. Потребность в водителях появилась со времен создания системы движения общественного транспорта. На сегодняшний день на рынке труда по всей стране размещены несколько тысяч предложений. Вакансию «водитель» предлагают компании в поиске работников на работу на заказных, междугородных городских, экскурсионных транспортных средствах.

Несмотря на такую распространенность профессии, к соискателю предъявляется довольно внушительный список требований. Прежде всего проверяется наличие водительского удостоверения категории «Д». Минимальный подтвержденный стаж работы на автотранспорте этой категории должен составлять не менее двух лет. Для получения работы специалисту необходимо пройти медицинскую комиссию и тестирование, определяющее его психологическую готовность и устойчивость. Впоследствии перед каждой рабочей сменой водитель будет проходить обязательный медосмотр.

При выборе этой профессии необходимо также понимать, что водителю вменяется огромный объем обязанностей:

• следование установленному маршруту, который был установлен для движения транспортного средства, соблюдение установленного графика движения;

• тотальное соблюдение правил дорожного движения, знание локальных документов, регламентирующих внутренние пассажирские перевозки;

• соблюдение скоростного режима в процессе работы, выполнение технологических норм.

Порядок оплаты труда

Порядок оплаты труда водителя зависит от системы и тарифной сетки, принятой на предприятии. Существует несколько систем оплаты труда водителя, используемых для начисления заработной платы в сфере общественного автотранспорта.

- Повременная. Зарплата начисляется в зависимости от точного количества времени, которое водитель провел в работе непосредственно за рулем. При этом часто не учитывается время, выделенное на отдых, или которое водитель проводит в автопарке.

- Сдельная. Такая система используется для начисления зарплаты водителям транспорта дальнего следования. Уровень заработной платы зависит от количества километров, пройденных водителем. Принятая на транспортном предприятии ставка за 1 км умножается на общий километраж.

- Бестарифная. Уровень заработной платы при таком подходе устанавливается для каждого работника автопарка по отдельности, в соответствии с его вкладом в общий результат. При такой системе оплаты водитель не может рассчитывать на гарантированно стабильный размер дохода, его заработок будет варьироваться и зависеть от того, какой объем работы выделит для него руководство.

- Суммированный учет. Такая система позволяет определять общую сумму зарплаты водителя, используя одновременно несколько способов. Например, зарплата может быть начислена путем выплаты полного оклада за месяц и оплаты дополнительных рабочих часов в соответствии с тарифной ставкой, принятой на предприятии.

Как и представители других профессий, водители вправе рассчитывать на премирование за особые услуги. Премии в автотранспортной отрасли рассчитываются по тарифу, предназначенному для оценки дополнительных перевозок, или как процент от заработной платы. Некоторые автопарки изначально устанавливают конкретные суммы в качестве премиальных выплат в зависимости от конкретных услуг специалистов.

Структура положения об оплате труда

Положение об оплате труда является одним из важнейших документов, оно в обязательном порядке создается на каждом предприятии. Структура этого документа определяется общепринятым шаблоном, в который каждый автопарк может вносить изменения в зависимости от специфики своей деятельности.

- Основные положения. В разделе обозначаются поставленные перед предприятием цели, а также описываются способы достижения этих целей. Как правило, задачи заключаются в закреплении специалистов в организации устранения любых несоответствий в процессе оплаты труда, соблюдения интересов и прав всех сотрудников. Работодатель должен обеспечить раскрытие трудового и человеческого потенциала своего персонала. Важную роль играет обеспечение условий, в которых работники могут претендовать на хорошую оплату. В основные положения может быть включено описание всех систем оплаты труда, используемых на предприятии.

- Тарифные условия. В этот раздел вносятся сведения о тарифной системе, используемой для оплаты труда на предприятии, информация об особенностях ее практического применения. В этот же пункт входит перечень всех нормативно-правовых актов, на базе которых осуществляется нормирование труда специалистов. Раздел содержит детальное описание всех систем оплаты труда и условий по ним.

- Условия премирования. Оформление этого раздела зависит от масштабов предприятия и принципов управления, используемых руководством. Каждое конкретное положение о премировании персонала должно состоять из вводной части, основных параметров и условий премирования. Также обязательно должны быть установлены размеры премиальных выплат.

- Условия единовременного премирования. Раздел необходим для предприятий, использующих этот инструмент для поощрения своих работников не на постоянной основе. В него входят сведения о единовременных поощрениях за трудовой процесс и его результаты. В частности, речь идет о премировании работников за следующие заслуги: победа в соревнованиях, выполнение поручений особой важности, достижение определенных показателей деятельности автопарка.

- Вознаграждение по результатам деятельности предприятия. В этом разделе описываются всевозможные условия, по которым руководство может поощрять персонал не за индивидуальные услуги, а по общим итогам работы автопарка. Также в этом пункте обозначается круг работников, на которых эти нормы распространяются.

- Поощрения и надбавки. В структуру этого раздела входит группирование положений, а также описание дополнительных выплат. Выплаты могут начисляться за совмещение должностей, наличие ученой степени или высокой классности, профессиональный уровень мастерства.

- Компенсации и гарантии. Компенсации подлежат любые отклонения от режима труда, предусмотренного на предприятии. Работодатель обязан компенсировать и оплачивать простои, если они возникают по его вине, работу водителя в ночное время, задержку зарплаты и пр.

- Нормирование труда. Раздел включает в себя описание методов, целей системы оплаты труда, используемых нормативно-правовых актах, обязательствах администрации предприятия перед сотрудниками и пр.

- Для отдельных категорий. В этом разделе описывается порядок нормирования труда, учитываются нюансы тарификации трудовой деятельности водителей, дефицитность этой профессии.

- Прочие условия. В заключительном разделе указываются дополнительные условия платы, которые не были обозначены в предыдущих пунктах.

Виды доплат водителям

Автотранспортное предприятие обязано выплачивать компенсацию своим работникам за исполнение трудовых обязанностей в ночное время, за сверхурочную работу. Дополнительные выплаты получают водители, совмещающие профессии, обладающие определенной классностью, а также те, кто работает по повышенной ставке в соответствии с нормами Трудового кодекса или внутренних нормативных актов предприятия.

Существует несколько форматов поощрения труда водителей общественного муниципального автотранспорта. Правительство предусмотрело предоставление следующих льгот материального характера:

• дополнительного отпуска в количестве 8–12 суток к основному оплачиваемому отпуску;

• возможности бесплатного проезда на муниципальном транспорте;

• выплаты 13‑й зарплаты по итогам работы за год;

• выплаты ежемесячных премий.

В некоторых транспортных компаниях положением об оплате труда предусмотрены также выплаты за выслугу лет. Работники могут пользоваться бесплатной корпоративной мобильной связью, к праздничным дням им вручают корпоративные подарки. Также водитель может рассчитывать на помощь в процессе получения карты тахографа и бесплатного прохождения процедуры переподготовки для получения более высокой категории.

Для специалистов, не имеющих собственного жилья в городе (иногородних работников), могут предоставляться места в общежитиях. Каждый работник вправе рассчитывать на бесплатное получение специальной униформы, в которой он будет ежедневно выполнять свою работу.

Поскольку работа водителя предполагает разъездной характер труда, работник вправе рассчитывать на возмещение расходов, потраченных на питание, внеплановый ремонт автотранспорта и пр. Аналогичным образом формируется компенсация амортизации личного автотранспорта, используемого во время служебных поездок.