Преобладание в сегодняшней экономике сектора услуг, который характеризуется высоким уровнем участников молодых специалистов, делает область статьи особенно актуальной для изучения. Тем не менее, проявление внимания к этой конкретной группы сотрудников в сфере услуг и к их мотивации в научных исследованиях по-прежнему ограничен. В современных организациях мотивация трудовой деятельности молодых специалистов признается, чаще всего, актуальным и важным аспектом работы с персоналом; однако далеко не всегда предпринимаются какие-либо конкретные действия по разработке или адаптации существующей.
В действующем федеральном трудовом законодательстве отсутствует единая формулировка понятия «молодой специалист»; не была еще также разработана нормативно-правовая база, предоставляющая социальную защиту и льготы людям, относящимся к данной категории трудовых ресурсов. Тем не менее, в современном ТК РФ сохранена невозможность устанавливать испытания для лиц, которые окончили учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 70 ТК РФ) [1]. Кроме того, понятие «молодой специалист» находит отражение в нормативно-правовых актах специального и местного действий. Выдержки из некоторых нормативно-правовых актов приведены для сравнения в табл. 1 и в целом соответствуют признакам, перечисленным нами ранее.
Тем не менее, как рассуждает Анастасия Жукова [2], несмотря на отсутствие конкретных теоретических определений категории «молодые специалисты», мы можем сформулировать некоторые рамки и критерии для ее обозначения. Анастасия Жукова обобщает несколько исследований, проведенных за последние 5 лет, и называет четыре основных признака отнесения работников к категории «молодые специалисты»:
• Возраст — 18—30 лет.
• Наличие профессионального образования — диплом об окончании учреждения среднего или высшего профессионального образования (прохождение полного курса обучения, сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы).
• Трудовой стаж, то есть опыт работы по специальности — не более 3 лет.