Статья поступила 10.02.2017 г.
На сегодняшний день изучение потребительского поведения подростков является отдельным междисциплинарным исследовательским направлением, затрагивающим философию, социологию, педагогику, психологию и, конечно, маркетинг и рекламу. Однако изучение подростков как потребителей началось относительно недавно, примерно с середины ХХ в. В более ранних работах по данной проблематике не было представлено разграничение по возрасту, изучалось, скорее, детское потребление в широком смысле. В исследованиях подросткового потребления отправной точкой считается работа Скотта Уорда и Даниэля Уокмана (S.Ward, D.Wackman) «Влияние семьи и СМИ на покупательское обучение подростков». Статья была опубликована в 1970 г. и положила начало множеству других работ по теме потребительской социализации подростков.
Ученые изучали влияние родителей (R. Green, G. Moschis), других членов семьи, сверстников, друзей (L. Mitchell , G.Moschis) на процесс подросткового потребления. Впоследствии в работах стал учитываться контекст потребления, рассматривалось влияние СМИ, телевидения, брендов на принятие решения о покупке (D. Roedder John, J. Hoek). На современном этапе к факторам потребительской социализации добавленыинтернет,мобильная связь, национальные особенности и др. (J. Lueg).
В отечественной практике исследования подросткового потребления носят в большей степени междисциплинарный характер. Т.В. Гусева, Б. Г. Ребзуев, А.А. Савельева, С.В. Шадрина изучают мотивацию и особенности потребительского поведения подростков. Н.В. Шайдакова рассматривает демонстративное потребление подростков. Представленные в работах А.В. Мудрик, В.А. Сушко, Т.И. Добровольской факторы социализации могут быть переосмысленыв русле потребительской социализации. Необходимо отметить проведение российскими учеными исследований потребления материальной продукции — бытовых предметов, одежды, аксессуаров. Исследованиями этих тем занимались В.И. Ильин, Д.В. Иванов, Т.И. Глухова, О. Ю. Гурова, Н.Р. Маликова и др.