По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности методики преподавания товароведных дисциплин по направлению «торговое дело»

М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции, Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ
Т.П. Лебедева канд. техн. наук, доцент кафедры международной коммерции, РАНХиГС при Президенте РФ

В статье рассмотрены особенности методики преподавания товароведных дисциплин по направлению «Торговое дело» для экономических профилей, за исключением профиля «Товароведение и экспертиза товаров», предназначенное для подготовки товароведов-экспертов. Показаны пути модернизации методики преподавания с учетом дидактических принципов: системного подхода, профессиональной значимости знаний и их научной обоснованности. Дано обоснование целесообразности применения при формировании умений и компетенций практических занятий с применением инновационных образовательных технологий.

Литература:

1. Государственная программа «Развитие образования» / утверждена Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642.

2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов. — М.: Норма: ИНФРА. — М., 2015. — 448 с.

3. Менеджмент качества образовательных процессов: учебное пособие для вузов. — М.: Норма: ИНФРА. — М., 2017. — 400 с.

4. Николаева М.А., Резго Г.Я. Хранение продовольственных товаров: учебное пособие для вузов. — М.: Норма: ИНФРА. — М., 2018. — 304 с.

5. Николаева М.А. Товарная политика: учебник для вузов. — М.: Норма: ИНФРА. — М., 2015. — 256 с.

Одним из путей совершенствования высшего образования для повышения качества обучения студентов и подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности является использование инновационных образовательных технологий [1]. При разработке и внедрении таких технологий в учебный процесс необходимо учитывать целый ряд дидактических принципов, среди которых важную роль играет принцип профессиональной значимости учебной информации и умений ее использовать. Именно на его основе должен осуществляться поиск и отбор основополагающей, дополнительной и вспомогательной учебной информации.

Образовательные технологии — это совокупность взаимосвязанных объектов, дидактических средств, методов, приемов и методики преподавания, образующих единую систему обучения. Благодаря им в учебно-воспитательном процессе реализуется другой дидактический принцип — системный подход к передаче необходимой учебной информации, требования к которой устанавливаются при проектировании рабочих учебных планов, а также примерных и рабочих программ дисциплин по определенным направлениям и профилям.

Особенность проектирования учебных планов по разным профилям и направлениям — включение в них одноименных профессиональных дисциплин. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности разных специалистов многие функции выполняются совместно, что требует от них одних и тех же знаний, умений, но с учетом специфики выполняемой основной деятельности.

Такая специфика и обуславливает необходимость выявления особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины при подготовке бакалавров по разным направлениям и профилям.

Цель данной статьи — определение особенности методики преподавания товароведных дисциплин по направлению «Торговое дело».

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить основные функции профессиональной деятельности специалистов-бакалавров, выпускаемых по профилям направления «Торговое дело»;
  • выявить специфичность объектов, средcтв и методов образовательного процесса по товароведным дисциплинам;
  • установить ожидаемый результат подготовки специалистов по профилям «Торговое дело».

По направлению «Торговое дело» предусмотрены следующие профили: коммерция, маркетинг в торговле, логистика в торговле, реклама в торговле, товароведение и экспертиза товаров. Следует отметить, что указанные профили предусмотрены и в направлении «Экономика»: товароведение, маркетинг, логистика, коммерция. Существенные отличия учебных планов по этим профилям экономического направления заключаются в том, что в их учебных планах, кроме профиля товароведения, во многих вузах полностью отсутствуют товароведные дисциплины. Вследствие этого студенты не получают знаний о товаре, умений работать с ним, которые относятся к числу основополагающих профессиональных функций. Специалисты в области коммерции, маркетинга, логистики и рекламной деятельности должны обладать такими знаниями, так как товар является основным объектом их профессиональной деятельности.

Для Цитирования:
М.А. Николаева, Т.П. Лебедева, Особенности методики преподавания товароведных дисциплин по направлению «торговое дело». Товаровед продовольственных товаров. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: