Одним из путей совершенствования высшего образования для повышения качества обучения студентов и подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности является использование инновационных образовательных технологий [1]. При разработке и внедрении таких технологий в учебный процесс необходимо учитывать целый ряд дидактических принципов, среди которых важную роль играет принцип профессиональной значимости учебной информации и умений ее использовать. Именно на его основе должен осуществляться поиск и отбор основополагающей, дополнительной и вспомогательной учебной информации.
Образовательные технологии — это совокупность взаимосвязанных объектов, дидактических средств, методов, приемов и методики преподавания, образующих единую систему обучения. Благодаря им в учебно-воспитательном процессе реализуется другой дидактический принцип — системный подход к передаче необходимой учебной информации, требования к которой устанавливаются при проектировании рабочих учебных планов, а также примерных и рабочих программ дисциплин по определенным направлениям и профилям.
Особенность проектирования учебных планов по разным профилям и направлениям — включение в них одноименных профессиональных дисциплин. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности разных специалистов многие функции выполняются совместно, что требует от них одних и тех же знаний, умений, но с учетом специфики выполняемой основной деятельности.
Такая специфика и обуславливает необходимость выявления особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины при подготовке бакалавров по разным направлениям и профилям.
Цель данной статьи — определение особенности методики преподавания товароведных дисциплин по направлению «Торговое дело».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные функции профессиональной деятельности специалистов-бакалавров, выпускаемых по профилям направления «Торговое дело»;
- выявить специфичность объектов, средcтв и методов образовательного процесса по товароведным дисциплинам;
- установить ожидаемый результат подготовки специалистов по профилям «Торговое дело».
По направлению «Торговое дело» предусмотрены следующие профили: коммерция, маркетинг в торговле, логистика в торговле, реклама в торговле, товароведение и экспертиза товаров. Следует отметить, что указанные профили предусмотрены и в направлении «Экономика»: товароведение, маркетинг, логистика, коммерция. Существенные отличия учебных планов по этим профилям экономического направления заключаются в том, что в их учебных планах, кроме профиля товароведения, во многих вузах полностью отсутствуют товароведные дисциплины. Вследствие этого студенты не получают знаний о товаре, умений работать с ним, которые относятся к числу основополагающих профессиональных функций. Специалисты в области коммерции, маркетинга, логистики и рекламной деятельности должны обладать такими знаниями, так как товар является основным объектом их профессиональной деятельности.