В процедуре лицензирования деятельности по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов мало что изменилось с далеких 1990-х годов, когда этот вид деятельности впервые стал требовать специального разрешения. Лицензионные требования к соискателям лицензий или лицензиатам практически не претерпели каких-либо значимых изменений. Именно потому, что не происходило никаких изменений, никто и не ожидал проблем. А они появились.
Несмотря на то что понятие лома от отходов черных и цветных металлов было введено Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 2015 года никто не отождествлял металлолом с отходами. Косвенно это подтверждалось и разнящимися друг от друга лицензиями, регламентирующими право на обращение с ними.
Однако начавшаяся в 2014 году реформа отрасли по обращению с отходами изменила, казалось бы, устойчиво сформированное правило и вчерашняя аксиома «лом — это не отход» перестала ею быть. Позиции регулятора (Минприроды России) и контролера (Росприроднадзора) разошлись, не найдя единого ответа на вопрос, попадают ли лом и отходы черных и цветных металлов под природоохранное законодательство.
Ясности в вопросе равенства или противоположности понятий «отходы» и «лом» не прибавляет и само определение лома, данное в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, согласно которому ломом считаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. И если лицензия на право обращения с отходами компаниями, имеющими лицензию на обращение с ломом черных и цветных металлов, не требуется и, по мнению Росприроднадзора, если речь идет о ломе из блока 4 «Лом и отходы черных и цветных металлов», то для изделий из металлов, утративших свои потребительские свойства, например кабельной продукции, это правило не работает.