Дата поступления рукописи в редакцию: 29.12.2023
Дата принятия рукописи в печать: 18.01.2024
Современная теория дискурса начала свое становление в качестве самостоятельной науки еще в середине 60-х годов XX века. Именно в этот период язык начинает рассматриваться как цельное средство коммуникации, что находит свое отражение в вопросах изучения текстов. У истоков теории дискурса стоит такой знаменитый ученый, как М. Фуко, по мнению которого дискурс связан с социокультурными факторами, взаимодействием людей и с погруженностью в определенные жизненные контексты.
Понятию «дискурс» посвящено множество научных трудов как отечественных (Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, Е.В. Белова, Н.А. Белоус, Ю.Д. Бикташева, В.В. Богданов, Т.Г. Винокур, А. Вежбицкая, О.С. Волкова, В.А. Звегинцев, В.И. Карасик, В.И. Макаров, Т.М. Николаева, О.С. Сиротинина, В.Е. Чернявская и др.), так и зарубежных ученых (Э. Бенвенист, Т.А. ван Дейк, Ф. Джонсонн-Лэрд, Ч. Филлмор, М. Фуко и др.). В нашей работе мы верифицируем полученные теоретиками данные на материале англоязычных художественных текстов о бытовом конфликтном дискурсе в арабских странах.
В фокусе нашего исследования — бытовой конфликтный дискурс в арабских странах.
На данный момент существует большое количество подходов к определению понятия «дискурс». Так, например, Т.М. Николаева предлагает следующее определение: «дискурс — это многозначный термин лингвистики текста, употребляемый рядом авторов в значениях, почти омонимичных. К важнейшим из них относятся: связный текст; устно-разговорная форма текста; диалог; группа высказываний, связанных между собой, речевое произведение как данность — письменная или устная» [9].
Существуют различные подходы к классификации типов дискурса. В настоящей работе мы подробнее остановимся на бытовом конфликтном дискурсе и подходах к классификации рассмотрения данного понятия.
Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, особым вниманием к конфликтному дискурсу как явлению, имеющему междисциплинарный характер и объединяющему такие науки, как лингвистика, конфликтология, психология, культурология и т. д. В рамках антропоцентричной научной парадигмы все большее внимание уделяется проблеме разрешения бытовых конфликтных ситуаций, поскольку женщины в арабских странах пытаются бороться за свои права.