Экономические отношения между Россией и Республикой Корея развиваются стремительными темпами.
Товарооборот между двумя странами демонстрирует положительную динамику. В 2017 году между Россией и Республикой Корея он составил 19,28 млрд долл. США, увеличившись на 27,33% по сравнению с 2016 годом. Для сравнения, в 2001 году товарооборот не превышал 2,9 млрд долл. [1].
Многие корейские компании, заинтересованные в расширении своего бизнеса, в первую очередь, обращают свое внимание на растущий российский рынок. Понимая его потенциальные возможности и большую емкость, корейцы с большим энтузиазмом открывают свои филиалы и производственные отделения на территории РФ. Привлекая российских специалистов и менеджеров в свои локальные представительства, корейские холдинги сохраняют устоявшиеся корпоративную культуру и политику управления, которые накладываются на российские традиции и создают интересную концепцию рабочей среды для обоих представителей разных культур.
Во всем мире широко известен феномен корейского экономического чуда, сотворенного благодаря упорству, трудолюбию и предприимчивости жителей корейского полуострова. Гигантские бизнес-конгломераты (чеболи), выросшие из маленьких семейных предприятий, помогли некогда отсталой стране третьего мира в короткие сроки занять место среди великих промышленных держав.
Крупнейшие корейские холдинги приносят более 50% капитализации корейского рынка акций. Ведущим конгломератам принадлежит 181 зарегистрированная компания, а их общая рыночная капитализация на конец июля 2016 года составила 778,5 трлн корейских вон [2]. Череда последних коррупционных скандалов, экономических неудач и громких рыночных падений, считавшихся «нерушимыми» чеболей, заставило корейское общество пересмотреть устоявшуюся парадигму.
При стремительном экономическом росте корейское общество продолжает оставаться в крайней степени иерархичным и патриархальным, что логичным образом отражается на стиле корпоративного менеджмента, принятого в компаниях, и практикующихся в них традициях и ритуалах. Корея преобразовалась так быстро, что сами корейцы не успели измениться вслед за ней. В менталитете жителей Республики Корея смешались конфуцианская и буддийская философия, значимый след оставили японский колониализм и американские военные принципы, протестантская этика, влияние глобализма и современной западной культуры [3]. Лейтмотивом корейского самосознания выступает выражение: быть передовыми во всем. Отсюда вытекает и страх любого корейца потерять лицо. Энтузиазм корейского работника немного теряется, когда ослабевает внешний надзор, что ведет к довольно частому срыву поставленных сроков. Несмотря на это, если кореец очень старался выдержать «дэдлайн», но почему‑то не смог, в глазах руководителя он все равно остается исполнительным и ответственным сотрудником. Вероятно, описанная выше ситуация покажется довольно странной, но тем не менее, такая схема показывает свою эффективность, в том числе и на российском рынке. Например, совокупная доля рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в России у Hyundai Motor Company (бренды Hyundai, KIA, Genesis) к концу сентября 2018 года составила 22,4%. Для сравнения: доля крупнейшего отечественного предприятия АвтоВАЗ — 19,8% [4].