По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313

Особенности конструкции и определения мощности судовых интегрированных валогенераторных систем фирмы Renk

Рак А.Н. канд. техн. наук, доцент, Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: lion15ua@rambler.ru

В статье рассмотрены особенности конструкции и определения мощности судовых интегрированных валогенераторных систем с установкой перед главным двигателем. Показаны их технические возможности и преимущества перед другими существующими системами.

Литература:

1. Guidelines on survey and certification of the energy efficiency design index (EEDI), as amended (resolution mepc. 254 (67), as amended by resolution mepc. 261 (68)). https://wwwold.prs.pl/files/parent225/p103p_en.pdf., 2014 (электронный ресурс).

2. IMO Train the Trainer (TTT) Course on Energy Efficient Ship Operation. Module 2 — Ship Energy Efficiency Regulations and Related Guidelines. Printed and published by the International Maritime Organization, London, January, 2016 (электронный ресурс).

3. Procedure for calculation and verification of the Energy Efficiency Design Index (EEDI). No. 38 (May 2013) (Rev. 1 Mar 2016) http://wwwold.prs.pl/files/parent225/p103p_en.pdf. (электронный ресурс).

4. МАРПОЛ 73/78. Приложение VI (пересмотренное) к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов» / СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2022. — 50 с.

5. Руководство по применению положений Международной конвенции МАРПОЛ 73/78. НД №2-030101-049 / СПб.: ФАУ «Российский морской регистр судоходства», 2022. — 135 с.

6. Труднев С.Ю. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы: Судовые источники электрической энергии. Часть I [электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Ю. Труднев, А.Н. Рак, А.А. Марченко. — Текстовое (символьное) электронное издание. — Новокузнецк: Изд-во «Знание – М», 2021. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — 188 c.

7. Рак А.Н., Царенко С.Н. Особенности расчета параметров вспомогательно-аварийного движения на морских судах с комбинированным дизель-электрическим движителем / Вестник Государственного университета морского флота им. адм. С.О. Макарова. — СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2021. — Т. 13. — №1. — С. 115-125.

8. Рак А.Н., Корощенко А.В., Капанадзе Г.А. К вопросу настройки и эксплуатации дизелей с электронным управлением. Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: материалы Международной научно-технической конференции (17-19 октября 2018 г.): в 2 ч. / отв. за вып. О.А. Белов. — Ч. 1. — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2019. — С. 97-102.

9. URL: https://marine.man-es.com/applications/projectguides/2stroke/content/epub/G45ME-C9_5.pdf. (дата обращения: 21.01.2025).

10. URL: Marine Installation Manual X62DF. Issue 2019-05//www.wingd.com. (дата обращения: 21.01.2025)

Известно, что электрическая энергия на морских судах производится с помощью дизельных генераторов (ДГ), которые являются вторым после главных двигателей (ГД) потребителем углеводородного топлива. Они доказали свою надежность в течение многих десятилетий эксплуатации морских судов. Но, несмотря на это, целый ряд документов Международной морской организации (ИМО) устанавливает требования к действующим и строящимся морским судам на их соответствие уровням энергоэффективности [1-3], а также ужесточает требования к сокращению всех видов выбросов с морских судов [4,5]. При этом поощряется установка на судах, так называемых, инновационных установок, в том числе с возобновляемыми источниками, генерирующих электрическую энергию. К инновационным системам в соответствии с классификацией ИМО относят турбогенераторы, ветрогенераторы, солнечные панели, генераторы на низкотемпературном кипящем теле. Анализ производства энергии такими установками показывает, что, например, мощность самого турбогенератора целиком зависит от мощности ГД, а также и от того, работает он или нет. Остальные источники электрической энергии, как правило, являются маломощными по сравнению с мощностью ДГ, например, на контейнеровозах [6], или, в лучшем случае, соизмеримой мощности, но их наличие на судах является очень весомым фактором при работе не только в зонах экологического контроля, но и при обработке в целом ряде портов Западной Европы, США и др. Но для этого данные системы должны пройти процедуру верификации [3].

Еще одним из способов повышения уровня энергоэффективности является применение эффективных систем, к которым относят валогенераторы (ВГ), также положительно себя зарекомендовавшие. На рис. представлены способы установки ВГ.

О возможностях системы с установкой ВГ в линии гребного вала (рис. 1, а) досконально изложено в [7]. Судовые интегрированные валогенераторные системы (СИВГС) (рис. 1, б) имеют свои особенности, но менее распространены. Кроме того, фирмы-производители не очень охотно предоставляют всю информацию, необходимую для их успешной эксплуатации, даже на уровне инструкций по эксплуатации.

Для Цитирования:
Рак А.Н., Особенности конструкции и определения мощности судовых интегрированных валогенераторных систем фирмы Renk. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: