Известно, что электрическая энергия на морских судах производится с помощью дизельных генераторов (ДГ), которые являются вторым после главных двигателей (ГД) потребителем углеводородного топлива. Они доказали свою надежность в течение многих десятилетий эксплуатации морских судов. Но, несмотря на это, целый ряд документов Международной морской организации (ИМО) устанавливает требования к действующим и строящимся морским судам на их соответствие уровням энергоэффективности [1-3], а также ужесточает требования к сокращению всех видов выбросов с морских судов [4,5]. При этом поощряется установка на судах, так называемых, инновационных установок, в том числе с возобновляемыми источниками, генерирующих электрическую энергию. К инновационным системам в соответствии с классификацией ИМО относят турбогенераторы, ветрогенераторы, солнечные панели, генераторы на низкотемпературном кипящем теле. Анализ производства энергии такими установками показывает, что, например, мощность самого турбогенератора целиком зависит от мощности ГД, а также и от того, работает он или нет. Остальные источники электрической энергии, как правило, являются маломощными по сравнению с мощностью ДГ, например, на контейнеровозах [6], или, в лучшем случае, соизмеримой мощности, но их наличие на судах является очень весомым фактором при работе не только в зонах экологического контроля, но и при обработке в целом ряде портов Западной Европы, США и др. Но для этого данные системы должны пройти процедуру верификации [3].
Еще одним из способов повышения уровня энергоэффективности является применение эффективных систем, к которым относят валогенераторы (ВГ), также положительно себя зарекомендовавшие. На рис. представлены способы установки ВГ.
О возможностях системы с установкой ВГ в линии гребного вала (рис. 1, а) досконально изложено в [7]. Судовые интегрированные валогенераторные системы (СИВГС) (рис. 1, б) имеют свои особенности, но менее распространены. Кроме того, фирмы-производители не очень охотно предоставляют всю информацию, необходимую для их успешной эксплуатации, даже на уровне инструкций по эксплуатации.