Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43–2+791.43.01

Особенности конструирования образов тела в фильмах ужасов

Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru, кандидат культурологии, доцент кафедры истории искусств, ученый секретарь ученого совета Высшей школы народных искусств (академии).
Ключевые слова: кинематограф, фильм ужасов, образ тела, образ Другого, монструозность, слэшер, боль

В статье осмысляется специфика конструирования телесности в современных фильмах ужасов. Утверждается, что хоррор связан с репрезентацией боли, насилия, демонстрацией увечного тела. Вместе с тем в хорроре символически производится и монструозный образ Другого, чья инаковость визуально воплощена в чудовищном теле.

UDK: 791.43–2+791.43.01

Features of designing of images of a body in horror films

Tikhomirov S.A.
Keywords: cinema, horror film, image of a body, image of Another, monstrosity, slasher, pain

In paper the specifics of designing of corporality in modern horror films are comprehended. It is claimed that the horror films are connected with representation of pain, violence and demonstration of a crippled body. At the same time in a horror films also the monstrous image of Another whose otherness is visually embodied in a terrible body are symbolically made.

Статья поступила 02.04.2018 г.

Массовый кинематограф сначала в западных сinema studies, а затем постепенно и в отечественной гуманитарной науке перестал восприниматься как нечто «постыдное» для исследования. Как отмечает А.В. Павлов, «даже наслаждаясь постыдным, мы можем использовать его с максимальной пользой для себя» [12. С. 18]. Так, массовый кинематограф стал оказывать «непосредственное влияние на теоретические размышления» [1. С. 29], а осмысление различных киножанров активно вовлекается (правда, пока не в России) в образовательные практики в качестве попытки преодолеть зазор между образованием и повседневностью студента: к примеру, на основе анализа трилогии «Зловещие мертвецы» (Evil Dead, 1981–1992) разбирается специфика культуры постмодерна [19], преподается «Введение в вампироведение» — междисциплинарный курс, сочетающий элементы истории, фольклористики, киноведения и гендерных исследований [5].

Кинематограф как феномен культуры способен превращать индивидуальные переживания в коллективные, именно в этом, вероятно, и заключается его «постыдность» и одновременно притягательность. Индивидуальные желания, страхи, переживания, осмысляющиеся как запретные, беззаконные, непристойные, потаенные в силу превращения их в коллективные, проживающиеся социальной группой (зрителями), уже перестают быть такими. «Сегодня мы уже не переживаем “нашими” душами, не чувствуем органами чувств, не мыслим мозгом, но переживаем, чувствуем и мыслим образами, причем образами кинематографическими» [1. С. 32], получая удовольствие от зрелища, порой независимо от его художественных или познавательных качеств. Это удовольствие маркируется как «вульгарное» (поскольку относится к массовой, а не элитарной культуре), но в силу коллективности — не такое уж нелегитимное, а может, даже и респектабельное.

О.Э. Артемьева отмечает, что одним из устойчивых коллективных фантазмов в кинохорроре становится послевоенный метасюжет о вторжении незнакомцев [2] (от пришельцев до маньяков) в суверенное приватное пространство (города, дома, тела). Страх неконтролируемого вторжения — это «всегда нечто не вполне наличное и не вполне телесное, в том смысле, что чисто телесное считается насыщенным наличностью, присутствием» [6. С. 110–111]. Иными словами, зрителю страшно, когда маньяк преследует героя, а не когда уже совершается убийство и нож вошел в тело (здесь скорее зритель испытает отвращение в зависимости от натуралистичности gore-эффектов).

Для Цитирования:
Тихомиров Сергей Александрович, Особенности конструирования образов тела в фильмах ужасов. Вопросы культурологии №11 2019. 2019;11.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала