По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43–2+791.43.01

Особенности конструирования образов тела в фильмах ужасов

Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, e-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru, кандидат культурологии, доцент кафедры истории искусств, ученый секретарь ученого совета Высшей школы народных искусств (академии).

В статье осмысляется специфика конструирования телесности в современных фильмах ужасов. Утверждается, что хоррор связан с репрезентацией боли, насилия, демонстрацией увечного тела. Вместе с тем в хорроре символически производится и монструозный образ Другого, чья инаковость визуально воплощена в чудовищном теле.

Литература:

1. Аронсон О. Трансцедентальный вампиризм // Синий диван. Философскотеоретический журнал. — 2010. — № 15. — С. 25–46.

2. Артемьева О.Э. La Histoire de terreur. Cejour // Артикульт. — 2011. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/lahistoire-de-terreur-ce-jour (дата обращения 16.03.2018).

3. Булгакова О. Голос как культурный феномен. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 568 с.

4. Вайнштейн О. Ноги Эйми Маллинс: мода, аксессуары и границы тела // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2010. — № 18. — С. 117–137.

5. Гарза Т., Коути Е. Славянские вампиры в Техасе: задачи и методы вампироведения // Библиотечное дело. — 2014. — № 4 (214). — С. 16–20.

6. Деррида Ж. Тварь и суверен // Синий диван. — 2010. — № 15. — С. 109–134.

7. Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 288 с.

8. Кловер К.Дж. Ее тело, он сам: гендер в слэшерах // Логос. — 2014. — № 6 (102). — С. 1–60.

9. Лавер Д. Стили и мода: некоторые выводы / Пер. с англ. С. Силаковой // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2008. — № 6. — С. 3–13.

10. Мазин В., Пепперштейн П. Толкование сновидений. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — 712 с.

11. Никольский Е.В., Миронов К.Г. Феномен гламура: Минувшее, настоящее, грядущее. — М.: Ленад, 2018. — 400 с.

12. Павлов А.В. Постыдное удовольствие: философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 360 с.

13. Орлова Г. На окраинах красоты: траектория боли в женских рассказах об опыте эстетической хирургии // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2008. — № 9. — С. 147–165.

14. Рейтблат А.И. Предисловие к публикациям Дж.Г. Кавелти «Изучение литературных формул» // Новое литературное обозрение. — 1996. — № 22. — С. 33–64.

15. Сиора С. Искусство боли // Теория моды одежда, тело, культура. — 2007. — № 5. — С. 134–158.

16. Ушакин С. «Мы в город изумрудный идем дорогой трудной»: маленькие радости веселых человечков // Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. статей / Сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — С. 9–60.

17. Форум «Комната смерти» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kxk.ru/horror/v8_88187_1.php (дата обращения 31.03.2018).

18. Хайдарова Г.Р. Феномен боли в культуре. — СПб.: Изд-во РХГА, 2013. — 317 с.

19. Хиллс М. По ту сторону кинематографа: «Пятница, 13-е» как Иное трэша и легитимной кинокультуры. // Логос. — 2014. — № 5 (104). — С. 27–50.

20. Шапинская Е.Н. Избранные работы по философии культуры. — М.: Согласие: Артем, 2014. — 456 с.

21. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Образ власти и власть образа. Больное тело в культуре // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2010. — № 18. — С. 91–116.

Статья поступила 02.04.2018 г.

Массовый кинематограф сначала в западных сinema studies, а затем постепенно и в отечественной гуманитарной науке перестал восприниматься как нечто «постыдное» для исследования. Как отмечает А.В. Павлов, «даже наслаждаясь постыдным, мы можем использовать его с максимальной пользой для себя» [12. С. 18]. Так, массовый кинематограф стал оказывать «непосредственное влияние на теоретические размышления» [1. С. 29], а осмысление различных киножанров активно вовлекается (правда, пока не в России) в образовательные практики в качестве попытки преодолеть зазор между образованием и повседневностью студента: к примеру, на основе анализа трилогии «Зловещие мертвецы» (Evil Dead, 1981–1992) разбирается специфика культуры постмодерна [19], преподается «Введение в вампироведение» — междисциплинарный курс, сочетающий элементы истории, фольклористики, киноведения и гендерных исследований [5].

Кинематограф как феномен культуры способен превращать индивидуальные переживания в коллективные, именно в этом, вероятно, и заключается его «постыдность» и одновременно притягательность. Индивидуальные желания, страхи, переживания, осмысляющиеся как запретные, беззаконные, непристойные, потаенные в силу превращения их в коллективные, проживающиеся социальной группой (зрителями), уже перестают быть такими. «Сегодня мы уже не переживаем “нашими” душами, не чувствуем органами чувств, не мыслим мозгом, но переживаем, чувствуем и мыслим образами, причем образами кинематографическими» [1. С. 32], получая удовольствие от зрелища, порой независимо от его художественных или познавательных качеств. Это удовольствие маркируется как «вульгарное» (поскольку относится к массовой, а не элитарной культуре), но в силу коллективности — не такое уж нелегитимное, а может, даже и респектабельное.

О.Э. Артемьева отмечает, что одним из устойчивых коллективных фантазмов в кинохорроре становится послевоенный метасюжет о вторжении незнакомцев [2] (от пришельцев до маньяков) в суверенное приватное пространство (города, дома, тела). Страх неконтролируемого вторжения — это «всегда нечто не вполне наличное и не вполне телесное, в том смысле, что чисто телесное считается насыщенным наличностью, присутствием» [6. С. 110–111]. Иными словами, зрителю страшно, когда маньяк преследует героя, а не когда уже совершается убийство и нож вошел в тело (здесь скорее зритель испытает отвращение в зависимости от натуралистичности gore-эффектов).

Для Цитирования:
Тихомиров Сергей Александрович, Особенности конструирования образов тела в фильмах ужасов. Вопросы культурологии. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: