Оптово-розничная торговля — совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной (ГОСТ Р 51303–2015. Торговля. Термины и определения) [1].
Оптово-розничные предприятия являются предприятиями смешанного типа. Особенностью работы оптово-розничных коммерческих предприятий является то, что в процессе осуществления своей деятельности они охватывают два торговых процесса на рынке, которые осуществляются с момента производства товара до реализации конечному потребителю. Во-первых, такое предприятие взаимодействует с малыми формами хозяйствования, выступая посредником на рынке товаров. Во-вторых, является непосредственным продавцом товаров покупателям (рис. 2).
Как видно из данных рис. 2, оптово-розничное предприятие предлагает одновременно две услуги: оптовые и розничные продажи товаров. Преимуществом данной формы коммерческой деятельности является то, что число потенциальных потребителей такого предприятия значительно больше за счет покупательской способности физических лиц.
Оптово-розничное предприятие взаимодействует с двумя категориями потребителей: промежуточными и конечными, поэтому оно формирует предложения с учетом интересов каждой из этих категорий. Для хозяйствующих субъектов, специализирующихся на оптовых продажах, оптово-розничное предприятие предлагает выгодные условия по покупке крупных партий товаров. Взаимодействие по оптовой торговле направлено на повышение объемов продаж, поддержание их регулярности. Чаще всего для оптовых закупок предприятия предлагают более выгодные ценовые предложения. Для розничных покупателей оптово-розничное предприятие предлагает выгодные условия по покупке разнообразных товаров. Взаимодействие по розничной торговле направлено на повышение периодичности продаж, вне зависимости от их суммы.
М. Б. Щепакин, М. В. Облогин, В. М. Михайлова [2] отмечают, что основной угрозой устойчивого развития оптово-розничного предприятия является сохранение баланса между интересами других категорий их потребителей. Наибольшую ценность для оптовых предприятий представляют собой крупные запасы однородных товаров. В свою очередь, физические лица, являющиеся потребителями услуг розничной торговли, в большей степени заинтересованы в разнообразии ассортимента товаров. Такие группы потребителей склонны приобретать множество видов и торговых марок товаров, но в малом количестве.