Несмотря на разработку новых методов профилактики и лечения, ежедневно регистрируются новые случаи COVID-19 [1]. При этом наибольшее число заболевших отмечается среди лиц с высокой степенью сосудистой коморбидности. Среди этих групп пациентов отмечается высокая частота тяжелых форм инфекции, с развитием осложнений со стороны различных органов и систем. Согласно статистическим данным, около 40% случаев COVID-19 при наличии 3 и более сердечнососудистых заболеваний заканчивается летальным исходом [2]. Отмечено, что наличие гипертонической болезни, мерцательной аритмии, сахарного диабета в два раза повышает риск острых сосудистых катастроф у пациентов с COVID-19 [3]. Наиболее часто, у таких пациентов развивается острый коронарный синдром (ОКС), тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) и острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), которое является самым частым и тяжелым сердечно-сосудистым осложнением [3, 4]. Так, частота развития инсульта среди заболевших COVID-19 в Российской Федерации составляет около 12% [5]. Из них большинство случаев — на фоне тяжелых форм коронавирусной инфекции. По данным литературных источников, в среднем острое нарушение мозгового кровообращения в данной группе пациентов наблюдается через 2–3 недели после дебюта COVID-19, из них в 60% случаев отмечается летальный исход [6, 7].
Новая коронавирусная инфекция играет роль триггера развития острых сосудистых катастроф, среди которых инсульт является наиболее тяжелым осложнением. Развитие инсульта на фоне COVID-19 обусловлено запуском SARS-CoV-2 каскада патобиохимических реакций, которые приводят к изменениям в различных тканях, органах и системах органов [6, 8, 9]. К основным патогенетическим инсультам у пациентов с COVID-19 относят: нарушение регуляции корковых и вегетативных функций, гиперпродукция воспалительных цитокинов и нарушения в системе гемостаза [9, 10].
У пациентов с инсультом на фоне новой коронавирусной инфекции наблюдается высокий риск развития синдрома полиорганной недостаточности (СПОН), при котором частота летальных исходов достигает 86% [11–13]. При СПОН вследствие общей и органной гипоксии, прогрессировании энергодефицита, массивного выброса цитокинов, нарушений в системе гемостаза создаются дополнительные предпосылки к развитию цереброваскулярной и сердечно-сосудистой патологии [11–14].