По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323; 881.111.26 DOI:10.33920/pol-01-2209-04

Особенности использования дистанционного обучения на ступени основного общего образования

Макарова Евгения Владимировна магистрант кафедры романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, e-mail: ganegirl1998@mail.ru, +79878527093
Вахрушева Марина Ивановна канд. фил. наук, доцент кафедры романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, e-mail: souva@mail.ru, +79123513007

В настоящей статье рассматриваются особенности использования информационных технологий в процессе обучения в дистанционном формате. Цель исследования состоит в обосновании преимуществ внедрения дистанционного обучения на этапе основного общего образования. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных психологических и физиологических особенностей школьников этого возрастного периода. Рассматриваются интересы, мотивы, цели школьников в данном возрастном диапазоне. Полученные результаты могут быть использованы как в практической педагогической деятельности, так и при дальнейших исследованиях целесообразности использования дистанционных форм обучения на этапе основного общего образования.

Литература:

1. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. — М.: Изд-во МЭСИ, 1999. — 196 с.

2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — М.: Юрайт, 2018. — 194 с.

3. Дырдин М.Д. Организация учебного процесса дистанционной формы обучения // Дистанционное обучение: теория и практика: сб. науч. трудов. — 2021. — С. 48–54.

4. Колченко Л.В. Особенности внедрения информативно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 4 (16). — С. 109–111.

5. Коменский Я.А. Великая дидактика. — М.: Педагогика, 1989. — 276 с.

6. Коршунова Т.М. Использование информационных технологий при дистанционном обучении английскому языку // Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., — 3 июня 2020 г. — Владимир, 2020. — С. 288–292.

7. Лебедева, Т.Ю. Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе / Т.Ю. Лебедева, Е.М. Пахомова, О.П. Новогрудская // Наука и образование: теоретический и практический потенциал: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., — 15 января 2021 г. — Чебоксары, 2021. — С. 56–58.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.

9. Мамчик, Н.П. Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся: монография / Н.П. Мамчик, О.Л. Мазина, Н.В. Габбасова. — М., 2020. — С. 118–134.

10. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие. — М.: Интерпакс, 1995.

11. Прозорова Е. Вернуть подростку веру в себя // Искусство в школе. — 2006. — № 6. — С. 34–36.

12. Пушнова В.В. Дистанционное обучение: современное состояние и перспективы развития // Вестник Астрах. гос. техн. ун-та. — 2020. — № 2 (70). — С. 33–39.

13. Расходова, И.А. Роль дистанционного обучения иностранному языку студентов вузов и применение дистанционных технологий как альтернативу традиционным методам обучениям / И.А. Расходова, И.Ф. Каримуллин // Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков: сб. науч. трудов по итогам Всерос. науч.-практ. конф., 27 марта 2020 г. / Казан. нац. исслед. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань, 2020. — С. 62–64.

14. Хадасевич, Н.Р. Дистанционное обучение как форма, метод и технология обучения персонала / Н.Р. Хадасевич, Ю.Н. Задоя // Интеграция наук. — 2019. — № 1 (24). — С. 199–201.

15. Фридман М.Л. Психология детей и подростков. — М.: Смысл, 2003. — 360 с.

16. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. — М.: Знание, 2000. — 276 с.

17. Шилова Л.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам студентов дистанционной формы обучения // Успехи современной науки и образования. — 2016. — № 12. — С. 209–212.

18. Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2012. — 240 с.

19. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. — М.: Знание, 2000. — 276 с.

20. Шилова Л.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам студентов дистанционной формы обучения // Успехи современной науки и образования. — 2016. — № 12. — С. 209–212.

1. Andreev, A.A. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost, tekhnologiia, organizatsiia [Distance learning: essence, technology, organization] [Text] / A.A. Andreev, V. I. Soldatkin. — M.: MESI Publishing House, 1999. — 196 p. (In Russ.)

2. Vaindorf-Sysoeva M. E. Metodika distantsionnogo obucheniia [Distance learning methodology]: manual for higher educational institutions / M. E. Vaindorf-Sysoeva, T. S. Griaznova, V.A. Shitova; under the general editorship of M. E. VaindorfSysoeva. — Moscow: Yurayt, 2018. — 194 p. (In Russ.)

3. Dyrdin, M.D. Organizatsiia uchebnogo protsessa distantsionnoi formy obucheniia [Organization of the educational process of distance learning] [Text] / M.D. Dyrdin // Distantsionnoe obuchenie: teoriia i praktika [Distance Learning: Theory and Practice]: collection of scientific work. — 2021. — P. 48–54. (In Russ.)

4. Kolchenko, L.V. Osobennosti vnedreniia informativno-kommunikatsionnykh tekhnologii v uchebno-vospitatelnyi protsess shkoly [Features of the introduction of informative and communication technologies in the educational process of the school] [Text] / L.V. Kolchenko // Mir nauki, kultury, obrazovaniia [World of Science, Culture, Education]. — 2009. — № 4 (16). — P. 109–111. (In Russ.)

5. Komenskii, Ia.A. Velikaia didaktika [Great didactics] [Text] / Ia.M. Komenskii. –M.: Pedagogika, 1989. — 276 p. (In Russ.)

6. Korshunova, T.M. Ispolzovanie informatsionnykh tekhnologii pri distantsionnom obuchenii angliiskomu iazyku [The use of information technologies in distance learning in English] [Text] / T.M. Korshunova // Strategicheskoe razvitie sotsialnoekonomicheskikh sistem v regione: innovatsionnyi podkhod [Strategic Development of Socio-Economic Systems in the Region: an Innovative Approach]: Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, — June 3, 2020 — Vladimir, 2020. — P. 288–292. (In Russ.)

7. Lebedeva, T. Iu. Osobennosti distantsionnogo obucheniia v obshcheobrazovatelnoi shkole [Features of distance learning in a secondary school] [Text] / T. Iu. Lebedeva, E.M. Pakhomova, O.P. Novogrudskaia // Nauka i obrazovanie: teoreticheskii i prakticheskii potentsial [Science and Education: Theoretical and Practical Potential]: collection of materials of the International Scientific and Practical conference, — January 15, 2021 — Cheboksary, 2021. — P. 56–58. (In Russ.)

8. Lerner, I. Ia. Didakticheskie osnovy metodov obucheniia [Didactic foundations of teaching methods] / I. Ia. Lerner. — M.: Pedagogy, 1981. (In Russ.)

9. Mamchik, N.P. Aktualnye problemy obrazovaniia i zdorovia obuchaiushchikhsia [Topical problems of education and health of students] [Text] / N.P. Mamchik, O. L. Mazina, N.V. Gabbasova. Monograph. — Moscow, 2020. P. 118–134. (In Russ.)

10. Pankrukhin, A.P. Marketing obrazovatelnykh uslug v vysshem i dopolnitelnom obrazovanii [Marketing of educational services in higher and additional education]: manual / A.P. Pankrukhin. — M.: Interpaks, 1995. (In Russ.)

11. Prozorova, E. Vernut podrostku veru v sebia [To return a teenager to self-belief] [Text] / E. Prozorova// Iskusstvo v shkole [Art at school]. — 2006. — No. 6. — P. 34–36. (In Russ.)

12. Pushnova, V.V. Distantsionnoe obuchenie: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Distance learning: current state and prospects of development] [Text] / V.V. Pushnova // Vestn. Astrakh. gos. tekhn. un-ta [Bulletin of the Astrakhan State Technical University]. — 2020. — No. 2 (70). — P. 33–39. (In Russ.)

13. Raskhodova, I.A. Rol distantsionnogo obucheniia inostrannomu iazyku studentov vuzov i primenenie distantsionnykh tekhnologii kak alternativu traditsionnym metodam obucheniiam [The role of distance learning in a foreign language for university students and the use of distance technologies as an alternative to traditional methods of teaching] [Text] / I.A. Raskhodova, I. F. Karimullin // Sovremennye problemy filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniia iazykov [Modern problems of philology, pedagogy and methods of teaching languages]: collection of scientific works based on the results of the All-Russian scientific and practical conference — 27 March 2020 / A.N. Tupolev Kazan National Research Technical University. — Kazan, 2020. — P. 62–64. (In Russ.)

14. Khodasevich, N.R. Distantsionnoe obuchenie kak forma, metod i tekhnologiia obucheniia personala [Distance learning as a form, method and technology of personnel training] [Text] / N.R. Khodasevich, Iu.N. Zadoia // Integratsiia nauk [Integration of Sciences]. — 2019. — № 1 (24). — P. 199–201. (In Russ.)

15. Fridman, M. L. Psikhologiia detei i podrostkov [Psychology of children and adolescents] [Text] / M. L. Fridman. — M.: Sense, 2003. — 360 p. (In Russ.)

16. Shakhmaev, N.M. Tekhnicheskie sredstva distantsionnogo obucheniia [Technical means of distance learning] [Text] / N.M. Shakhmaev. — M.: Znanie, 2000. — 276 p. (In Russ.)

17. Shilova, L.V. Professionalno-orientirovannoe obuchenie inostrannym iazykam studentov distantsionnoi formy obucheniia [Professionally-oriented teaching of foreign languages to distance learning students] [Text] / L.V. Shilova // Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Successes of Modern Science and Education]. — 2016. — No. 12. — P. 209–212. (In Russ.)

18. Yazykova, N.V. Praktikum po metodike obucheniia inostrannym iazykam [Practicum on the methodology of teaching foreign languages] [Text] / N.V. Iazykova. — M.: Prosveshchenie, 2012. — 240 p. (In Russ.)

19. Shakhmaev, N.M. Tekhnicheskie sredstva distantsionnogo obucheniia [Technical means of distance learning] [Text] / N.M. Shakhmaev. — M.: Znanie, 2000. — 276 p. (In Russ.)

20. Shilova, L.V. Professionalno-orientirovannoe obuchenie inostrannym iazykam studentov distantsionnoi formy obucheniia [Professionally-oriented teaching of foreign languages to distance learning students] [Text] / L.V. Shilova // Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Successes of Modern Science and Education]. — 2016. — No. 12. — P. 209–212. (In Russ.)

Статья поступила 09.08.2022.

Образование — это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.

В настоящее время довольно заметной тенденцией становится переход от очных форм обучения к дистанционным. Постоянное развитие и распространение информационных технологий ведет к изменению образовательной среды в целом. Во многих странах мира уже давно широко используется дистанционное обучение. Однако данная форма организации деятельности обучающихся до сих пор вызывает немало вопросов.

Информационные технологии активно внедряются в современное образование. Учитель при подготовке к урокам может воспользоваться большим количеством разных мультимедийных инструментов: смартфоном, планшетом, компьютером и др. [1, 67].

Дистанционное обучение — это достаточно новый подход в обучении. Данный способ обучения может быть недоступен людям, не владеющим новыми компьютерными навыками [13, 62]. Внедрение дистанционного обучения должно осуществляться согласно психологическим и физиологическим особенностям школьников. В данной статье мы рассмотрим возраст 10–16 лет. Проблемой внедрения дистанционного обучения на этапе основного общего образования является создание абсолютно нового методического материала, который будет основываться на усиленном контроле знаний обучающегося. Методистам и учителям необходимо перестроить свои уроки и разработать учебные материалы, уделяя особое внимание новому подходу к обучению.

Средний школьный возраст — это переходный возраст от детства к юности, который начинается в 10–11 лет и заканчивается в 16 лет [18, 135]. Именно этот возраст совпадает с обучением в 5–9-х классах. Психологи отмечают, что этот период характеризуется глубокой перестройкой всего организма [18, 135].

Одной из основных особенностей данного возраста является взросление ребенка. В это время ребенок начинает по-другому смотреть на окружающий мир, и именно в этот период осуществляется расстановка приоритетов. В целом учебная деятельность перестает быть для обучающегося на первом месте; вместо обучения на первый план выходят личностные отношения [9, 126]. Тем не менее обучение для подростка занимает лидирующее место, так как формируются приоритеты, связанные с необходимостью получения качественного образования, а также поступления в высшие учебные заведения.

Для Цитирования:
Макарова Евгения Владимировна, Вахрушева Марина Ивановна, Особенности использования дистанционного обучения на ступени основного общего образования. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: