По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.226.12 DOI:10.33920/med-17-2203-03

Особенности исчисления страховых взносов медицинскими компаниями — субъектами малого и среднего предпринимательства

О.В. Шинкарева канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: Shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516
Ю.В. Евдокимова канд. филос. наук, доцент кафедры финансового менеджмента и финансового права, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», 107045, Москва, ул. Сретенка, д. 28, E-mail: uaevdokimova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1721-1368

Статья посвящена особенностям расчета страховых взносов организациями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Рассмотрены условия применения пониженных тарифов, отмечено, что для применения пониженных ставок необходимо входить в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проанализированы вопросы, касающиеся применения пониженных тарифов при расчете страховых взносов, начисляемых на выплаты по гражданско-правовым договорам, а также ситуации, при которых прекращается применение пониженных тарифов страховых взносов, и действия бухгалтера в этом случае. Рассмотрены практические примеры расчета страховых взносов по пониженным тарифам с учетом действующего с 1 января 2022 года федерального минимального размера оплаты труда.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

2. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

4. О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1951 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

5. Письмо Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

6. Письмо Минфина России от 03.06.2021 № 03-15-05/43471 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

7. Письмо Минфина России от 15.05.2020 № 03-15-05/39403 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

8. Письмо Минфина России от 23.10.2020 № 03-15-06/92642 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

9. Письмо ФНС России от 13.07.2020 № БС-4-11/11315 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

10. Письмо ФНС России от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

11. Разъяснен порядок определения МРОТ при расчете страховых взносов по пониженным тарифам для субъектов МСП. Информация ФНС России [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2021).

12. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2017. — 300 с.

13. Смирнова Е.Е. Страховые взносы: администрирование в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. — 2021. — № 2 (44). — С. 78–82.

14. Шинкарева О.В., Майорова А.Н. Страховые взносы и персонифицированный учет: изменения в законодательстве в 2017 году // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. — 2016. — № 5. — С. 103–110.

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FZ [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

2. On amending article 1 of the Federal Law “On Minimum Wage”. Federal law of 06.12.2021 № 406-FL [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

3. On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation. Federal law of 24.07.2007 № 209-FL [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

4. On the maximum value of the base for calculating state social security charges for compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with motherhood and for compulsory pension insurance from January 1, 2022. Decree of the Government of the Russian Federation of 16.11.2021 № 1951. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

5. Letter from the Ministry of Labor of Russia dated 12.11.2015 № 17-4/OOG-1569 [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

6. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 03.06.2021 № 03-1505/43471 [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

7. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 15.052020 № 03-1505/39403 [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

8. Letter from the Ministry of Finance of the Russian Federation of 23.10.2020 № 0315-06/92642 [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

9. Letter of the Federal Tax Service of 13.07.2020 № BS-4-11/11315 [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

10. Letter of the Federal Tax Service of 29.04.2020 № BS-4-11/7300@ [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

11. The procedure for determining the minimum wage when calculating state social security charges at reduced tariffs for SMEs was explained. Information of the Federal Tax Service of Russia [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 16 December 2021).

12. Alekseycheva E.Y., Kulomzina E.Y., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2017, 300 p.

13. Smirnova E.E. State social security charges: administration in the Russian Federation. Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii (Bulletin of the Russian University of Cooperation). 2021; 2 (44): 78–82.

14. Shinkareva O.V., Majorova A.N. State social security charges and personalized accounting: changes in legislation in 2017. Nauchnoe obozrenie. Serija 1: Jekonomika i parvo (Scientific review. Series 1: Economics and Law). 2016; 5: 103–110.

Многие частные организации сферы здравоохранения относятся к субъектам малого и среднего бизнеса. С началом пандемии коронавируса для поддержки таких компаний были внесены изменения в законодательство, предусматривающие применение такими компаниями пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством. При этом часто возникают определенные вопросы, касающиеся, в частности, условий применения данных пониженных тарифов, особенностей их расчета в случае, когда часть выплат в пользу физического лица не облагается страховыми взносами, а также особенностей исчисления страховых взносов такими компаниями в случае выплат лицам по договору гражданско-правового характера.

Цель исследования: изучение особенностей применения пониженных тарифов страховых взносов медицинскими организациями — субъектами малого и среднего предпринимательства.

Материалы и методы исследования: проанализированы Налоговый кодекс РФ [1], нормативно-правовые акты в данной области [2–4], а также письма Министерства финансов, Министерства труда Российской Федерации и ФНС России по данному вопросу [5–11] и труды отечественных исследователей [12–14].

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 существенно повлияла на налоговое законодательство — властями был введен ряд налоговых льгот, позволяющих налогоплательщикам или их отдельным группам уменьшить свои обязательства перед государством. Одной из данных мер было снижение тарифов страховых взносов для предприятий малого и среднего бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности на выплаты физическим лицам, ежемесячно превышающие федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 1 января текущего года [1, ст. 427]. Следует отметить, что Налоговый кодекс не предусматривает применение пониженных тарифов с обязательной работой сотрудников на полный рабочий день, следовательно, данные тарифы можно применять и при выплатах работникам, работающим на условиях неполного рабочего времени, а также к совместителям (что очень часто встречается в частных медицинских организациях). Вместе с тем величину минимального размера оплаты труда в этом случае корректировать не следует. Не следует корректировать ее и в случае применения организацией районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [11], а также в случае, если сотрудник отработал неполный месяц.

Для Цитирования:
О.В. Шинкарева, Ю.В. Евдокимова, Особенности исчисления страховых взносов медицинскими компаниями — субъектами малого и среднего предпринимательства. Бухучет в здравоохранении. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: