По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.2

Особенности исчисления и уплаты транспортного налога строительными организациями

Шинкарева О.В. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, E-mail: Shinkareva_ol@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2291-3516
Опарина С.И. канд. экон. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой финансового менеджмента и финансового права, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», 107045, Москва, ул. Сретенка, д. 28, E-mail: Svetlana_oparina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1312-5422

Данная статья посвящена особенностям исчисления и уплаты транспортного налога строительными организациями. Отмечено, что исчисление и уплата транспортного налога регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации и законами регионов. Рассмотрены случаи, когда строительная организация становится плательщиком транспортного налога, проанализированы объект налогообложения и особенности определения налоговой базы. Проанализирован механизм установления налоговых ставок субъектами Российской Федерации. Показаны особенности расчета налога в случаях, когда строительная компания владеет транспортными средствами сроком менее календарного года, механизм взаимодействия компании и налоговых органов в части начисления и уплаты налога. Приведены практические примеры исчисления транспортного налога, показаны особенности отражения процедур по его начислению и перечислению в бухгалтерском учете компании.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 06.03.2022).

2. О транспортном налоге. Закон города Москвы от 09.07.2008 № 33 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 06.03.2022).

3. О транспортном налоге в Московской области. Закон Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 06.03.2022).

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 06.03.2022).

5. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2017. — 300 с.

6. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5–1 (82). — С. 66–71.

7. Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 2. — С. 296.

8. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Шинкарева О.В. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами: учебник. — М.: КноРус, 2021. — 220 с.

9. Шинкарева О.В. Особенности исчисления и уплаты транспортного налога медицинскими организациями // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 4. — С. 38–45.

10. Шинкарева О.В., Панова Е.В. Выездные налоговые проверки: анализ динамики и эффективности проведения за 2011–2018 гг. // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2020. — № 1. — С. 25–29.

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 06 March 2022).

2. About transport tax. Law of the city of Moscow of 09.07.2008 № 33. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 06 March 2022).

3. About transport tax in the Moscow region. Law of the Moscow Region of 16.11.2002 № 129/2002-OZ. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 06 March 2022).

4. On approval of the Accounting Regulation “Organization Expenses” of BAS 10/99. Order of the Ministry of Finance of Russia of 06.05.1999 № 33n. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 06 March 2022).

5. Alekseycheva E.Y., Kulomzina E.Y., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2017, 300 p.

6. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Jekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017; 5–1 (82): 66–71.

7. Evdokimova Yu.V. Analysis of the tax system and tax policy of the Russian Federation. Jekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017; 2: 296.

8. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Shinkareva O.V. Making calculations with the budget and extrabudgetary funds: Textbook. Moscow: KnoRus Publishing House, 2021, 220 p. (in Russian).

9. Shinkareva O.V. Peculiarities of calculation and payment of transport tax by medical organizations. Buhuchet v zdravoohranenii (Accounting for health care). 2020; 4: 38–45.

10. Shinkareva O.V., Panova E.V. On-site tax checks: analysis of the dynamics and efficiency of conducting for 2011–2018. Finansovyj vestnik: Finansy, nalogi, strahovanie, buhgalterskij uchet (Financial bulletin: Finance, taxes, insurance, accounting). 2020; 1: 25–29.

Большинство строительных компаний имеют в собственности транспортные средства, в первую очередь это грузовые и легковые автомобили. Соответственно, такие организации являются плательщиками транспортного налога, и в их обязанности входит своевременное перечисление платежей по данному региональному налогу. Вместе с тем при исчислении налога могут возникать определенные вопросы, в частности:

• Начислять ли налог на такие виды транспортных средств, как автопогрузчик или автокран?

• Как определять ставки налога?

• Как исчислять налог при владении транспортными средствами менее календарного года?

Цель исследования: анализ особенностей исчисления транспортного налога строительными компаниями — владельцами транспортных средств.

Материалы и методы: изучено законодательство Российской Федерации по транспортному налогу [1–4], а также труды отечественных исследователей [5–10].

Транспортный налог является региональным налогом, соответственно, его исчисление и уплата регламентируются не только главой 28 НК РФ [1], но и законами субъектов Российской Федерации.

Региональное законодательство (в порядке и пределах, перечисленных в главе «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ) определяет:

• ставки по транспортному налогу, которые могут быть дифференцированы по типу автомобиля, его мощности и пр.;

• порядок уплаты налога.

Дополнительно региональное законодательство может устанавливать льготы по транспортному налогу и раскрывать аспекты их применения, разъяснять особенности определения налоговой базы.

Организация считается плательщиком транспортного налога, если на нее зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. При этом следует помнить, что аренда автомобиля не влечет за собой передачу права собственности на него, поэтому налог в таких случаях платит арендодатель, а не арендатор. Если же транспортное средство является предметом лизинга, то налогообложение зависит от того, на кого оно в этом случае регистрируется, — так, если право собственности не переходит и остается за лизингодателем, то именно он является налогоплательщиком. Если же произошел переход права собственности и транспортное средство зарегистрировано на лизингополучателя, то на него и возлагается обязанность исчисления и уплаты транспортного налога.

Для Цитирования:
Шинкарева О.В., Опарина С.И., Особенности исчисления и уплаты транспортного налога строительными организациями. Бухучет в строительных организациях. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: