Начало 2020 г. ознаменовалось повсеместным распространением новой коронавирусной инфекции среди жителей всех стран и континентов.
Первая вспышка COVID-19 произошла в декабре 2019 г. в Китайской Народной Республике с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю новой инфекции — SARS-CoV-2. Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. дала официальное название новому инфекционному заболеванию — COVID-19 (Coronavirus disease 2019) [2].
Одной из первых территорий Российской Федерации, которые столкнулись со случаями новой коронавирусной инфекции, была Тюменская область, где 31 января 2020 г. зарегистрирован первый случай заражения COVID-19 у студентки из Китая.
Вновь возникшее инфекционное заболевание, неизвестное до недавнего времени, поставило перед всеми специалистами в сфере здравоохранения новые задачи, связанные с изучением вируса, с профилактикой заражения и распространения, быстрой диагностикой и оказанием медицинской помощи данной категории пациентов. Сведения об эпидемиологии, этиологии, патогенезе, клинической картине и параклинической диагностике, а также о профилактике и терапии данного заболевания непрерывно пополняются в режиме реального времени.
Одновременно с накоплением знаний о новой коронавирусной инфекции были поставлены задачи и перед образовательными организациями профессионального медицинского образования о подготовке кадров, глубоко интегрированных в проблему COVID-19. Однако сложность решения поставленных задач была обусловлена строгими требованиями соблюдения эпидемиологических норм.
Одной из важных проблем данного этапа стал переход на дистанционную систему обучения в короткие сроки, недостатки которого при получении профессионального медицинского образования были очевидны: невозможность демонстрации пациентов при изучении клинических дисциплин и отработки медицинских манипуляций на фантомах, трудности объективного оценивания усвоения студентами материала теоретических и практических занятий, дефицит теоретических знаний преподавателями в сфере клинико-эпидемиологических особенностей COVID-19 по причине малого объема имеющихся сведений о вновь возникшей инфекции, а также проблемы с онлайн-приложениями, посредством которых образовательные организации проводили дистанционные лекции или семинары [1].