По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.138 DOI:10.33920/vne-04-2106-05

Особенности инновационного маркетинга в современной международной хаордической деловой среде

Владимир Арсеньевич Буренин д-р экон. наук, канд. техн. наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и ВЭД, Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО). 119526, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 91. кор. 1, кв. 36., ORCID: 0000-00021684-9418, E-mail: Bureninva@mail.ru
Елизавета Владимировна Буренина студент Высшей школы финансов и менеджмента Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 121609, Россия, г. Москва, ул. Крылатские Холмы, д. 21, кв. 316., ORCID: 0000-0001-8048-8197, E-mail: BureninaOO@mail.ru

В статье рассматриваются новые научные и практические факторы современного инновационного маркетинга, которые необходимо учитывать российским компаниям, работающим с инновационными проектами в международном бизнесе. Описаны основные проблемные зоны развития и управления современной инновационной деятельностью в части маркетинговых операций в условиях современной международной хаордической деловой среды. Изложены основные положения и принципы нового эффективного инновационного мышления (квантового), которые должны быть приняты во внимание при решении задач создания новой высококонкурентной инновационной продукции. Особенности современной хаордической деловой среды, в условиях которой происходит создание и продвижение на рынок инноваций, создают для инновационных маркетологов необходимость применения новых инструментов (ответов) на новые для инновационных процессов вызовы. Некоторые из которых рассмотрены в статье. Применен принцип полипрофессионализма в инновационном маркетинге как функциональной системы, предусматривающей одновременное использование и взаимодействие подсистем разнообразных условно разделенных профессиональных областей аналитической деятельности (стратегирование маркетинговых исследований, прогностика, психология и социология потребления, системная инженерия, коммерциализация и т. д.). Поэтому в современном маркетинге инновационных продуктов необходимо формирование у маркетологов полипрофессиональной компетентности, продуктивное развитие которой приводит к обретению полипрофессионализма, где необходима не просто профессиональная компетентность, а множество компетентностей, объединенных в общее пространство профессиональных компетентностей, необходимых для реализации инновационной идеи. В условиях хаордической деловой среды необходим непрерывный (итеративный) маркетинг на всех этапах создания будущей инновации или инновационного проекта. Дискретный предпродажный маркетинг дешевле в операционном смысле, но губителен в стратегическом. Для этого необходимо применение «параллельного» делового мышления, в котором одновременно используются формы «паретовского», еще так называемого «ньютонова», и «квантового» мышления. В хаордической деловой среде (а она сегодня становится доминирующей) важно научиться оперировать одновременно (параллельно) двумя типами делового мышления — «паретовским, ньютоновым» и «квантовым».

Литература:

1. Буренин В. А. Основы общего менеджмента и тенденции его развития на современном этапе: Учебник. / В. В. Кочетков, Л. А. Юнусов; Под ред. А. Ю. Манюшиса. — М.: Кнорус, 2017. — 776 с. ISBN 978-5-406-06061-2.

2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. От подготовки специалистов — к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 11. — С. 10−12.

3. Диесперова Н. А. «Псевдоинновации» и «псевдоинвестиции» в экономике России // Вестник РУДН. Серия: экономика. — 2017. — Vol. 25 — № 1. — C. 41–53.

4. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратеги — 4 изд. — Питер, 2007. — 544 с. ISBN: 978-5-469-01516-1.

5. Тарун Ханна. Инновации вне закона. Harvard Business Review (русское издание) — Сентябрь, 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenieinnovatsiyami/778788 (дата обращения: 11.04.2021)

6. Том, Питерс. Выживание в хаосе: руководство для управленческой революции. Пан Масмиллан, 1988. — 561 с.

7. Томпсон А., Питереф М., Гэмбл Д., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества. Концепции и ситуации для анализа. — 19-е изд. — Вильямс, 2015. — 800 с.

8. Хьюстон Л., Саккаб Н. Соединяй и развивай: модель инноваций Procter&Gamble. Harvard Business Review (русское издание). — Апрель, 2006. — С. 50–60.

1. Burenin V. A. Osnovy obshchego menedzhmenta I tendencii ego razvitiya na sovremennom etape [Fundamentals of general management and trends in its development at the present stage]. Textbook. Kochetkov, V. V., Yunusov, L. A. Edited by A. Yu. Manyushisa. Moscow, 2017, 776 p. ISBN 978-5-406-06061-2 (in Russian).

2. Derkach A. A., Zazykin, V. G. Ot podgotovki spetsialistov — k podgotovke professionalov [From training of specialists-to training of professionals]. Professional’noe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital]. 2013, No. 11, рp. 10–12. (in Russian)

3. Diesperova N. A. “Psevdoinnovatsii” i "psevdoinvestitsii" v ekonomike Rossii ["Pseudoinnovations" and "pseudo-investments" in the Russian economy]. Vestnik RUDN. Seriia: ekonomika [Bulletin of the RUDN. Series: economics]. 2017, Vol. 25, No. 1, Pp. 41–53 (in Russian).

4. Doyle P., Stern F. Marketing management and strategies. Peter Publishing House. 4 ed. 2007, 544 p. ISBN: 978-5-469-01516-1.

5. Tarun Hanna. Innovacii vne zakona [Innovation is illegal]. Harvard Business Review. September 2018. Available at: https://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenieinnovatsiyami/778788 (accessed: 11.04.2021) (in Russian).

6. Tom Piters. Thriving on Chaos: Handbook for a Management Revolution. Pan Macmillan. 1988, 561 p.

7. Tompson A., Piteref M., Gembl D., Striklend Dzh. Strategicheskiy menedzhment. Sozdanie konkurentnogo preimushchestva. Koncepcii i situacii dlya analiza [Strategic management. Creation of a competitive advantage. Concepts and situations for analysis]. 19th edition. Vil’yams, 2015, 800 p. (in Russian).

8. H’yuston, L., Sakkab, N. Soedinyay i razvivay: model’ innovaciy Procter & Gamble Harvard Business Review. April 2006, рp. 50–60 (in Russian).

Мой опыт последних лет работы в качестве ректора Высшей коммерческой школы при ВАВТ и консультанта британской инновационной сетевой корпорации Petainer UK., создающей инновационные предприятия по всему миру, в том числе и в России (г. Клин), дает мне возможность показать наиболее важные новые научные и практические факторы современного инновационного маркетинга, которые было бы полезно учитывать российским компаниям, работающим с инновационными проектами, с возможностью их продвижения в мировой бизнес. Принципиально важно, что для российских и зарубежных предприятий и компаний среднего и малого бизнеса сформировались несколько ключевых стратегических вопросов их развития в условиях постоянно растущей неустойчивости мирового рынка. Этот аспект (особенности) деловой среды, кроме традиционных проблем — высокой конкуренции, налогов и тарифов, эффективности (прибыльности) бизнеса, усложнения и умножения числа процессов, в том числе маркетинговых, особенно связанных с созданием и продвижением на другие рынки инновационной продукции, — создает новые профессиональные барьеры осуществления маркетинговых исследований.

Причем следует учитывать, что термин «инновационный маркетинг» используется обычно или в отношении поиска на рынке предприятиями для внедрения (применения) новых инновационных технологий/оборудования, или в отношении маркетинговой деятельности при создании собственной продукции с инновационными характеристиками для последующей ее реализации. В нашей статье в большей степени рассматривается второй случай, потому что маркетинг в интересах создания новых инноваций как продукции, предназначенной для реализации на рынке, является более сложным процессом, чем локальное применение уже имеющихся на рынке инновационных технологий или услуг.

Основные проблемные зоны развития и управления современной инновационной деятельностью практически любого предприятия или организации, компании в части маркетинга создания инновационной продукции заключаются в следующем:

Для Цитирования:
Владимир Арсеньевич Буренин, Елизавета Владимировна Буренина, Особенности инновационного маркетинга в современной международной хаордической деловой среде. Международная экономика. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: