Мой опыт последних лет работы в качестве ректора Высшей коммерческой школы при ВАВТ и консультанта британской инновационной сетевой корпорации Petainer UK., создающей инновационные предприятия по всему миру, в том числе и в России (г. Клин), дает мне возможность показать наиболее важные новые научные и практические факторы современного инновационного маркетинга, которые было бы полезно учитывать российским компаниям, работающим с инновационными проектами, с возможностью их продвижения в мировой бизнес. Принципиально важно, что для российских и зарубежных предприятий и компаний среднего и малого бизнеса сформировались несколько ключевых стратегических вопросов их развития в условиях постоянно растущей неустойчивости мирового рынка. Этот аспект (особенности) деловой среды, кроме традиционных проблем — высокой конкуренции, налогов и тарифов, эффективности (прибыльности) бизнеса, усложнения и умножения числа процессов, в том числе маркетинговых, особенно связанных с созданием и продвижением на другие рынки инновационной продукции, — создает новые профессиональные барьеры осуществления маркетинговых исследований.
Причем следует учитывать, что термин «инновационный маркетинг» используется обычно или в отношении поиска на рынке предприятиями для внедрения (применения) новых инновационных технологий/оборудования, или в отношении маркетинговой деятельности при создании собственной продукции с инновационными характеристиками для последующей ее реализации. В нашей статье в большей степени рассматривается второй случай, потому что маркетинг в интересах создания новых инноваций как продукции, предназначенной для реализации на рынке, является более сложным процессом, чем локальное применение уже имеющихся на рынке инновационных технологий или услуг.
Основные проблемные зоны развития и управления современной инновационной деятельностью практически любого предприятия или организации, компании в части маркетинга создания инновационной продукции заключаются в следующем: