Понятие «мягкая сила» (soft power) было сформулировано американским политологом Джозефом Наем в 80–90-е гг. прошлого столетия. Оно подразумевает достижение государством своих стратегических целей без применения силовых методов (военного вмешательства или экономического давления), но с помощью культурно-идеологических, информационных и гуманитарных механизмов взаимодействия с иностранной общественностью. По мнению Джозефа Ная, подобный подход способствует формированию и поддержанию привлекательного образа страны, который, в свою очередь, может изменить общественное мнение других государств в свою пользу.
Сегодня тема применения Российской Федерацией инструментов «мягкой силы» стала еще более актуальной из-за необходимости поддержания положительного образа России за рубежом на фоне полномасштабной информационной войны, которую начали вести страны Запада в связи с проведением ВС РФ специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Кроме того, именно сейчас идет формирование и запуск работы нового департамента Министерства иностранных дел РФ — Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям, который и станет главным органом внешнеполитического ведомства, ответственным за эффективное применение той самой «мягкой силы».
Однако, прежде чем переходить к рассмотрению результатов, которых достигла российская дипломатия в этой сфере, необходимо обратить внимание на основополагающие принципы российской внешней политики, предопределяющие отличия российского подхода использования инструментов «мягкой силы» от американского.
Подходы и принципы российской дипломатии в отношениях с Ираком следует разделить на три части:
1) общие подходы и принципы отношений Российской Федерации с иностранными государствами;
2) подходы и принципы в отношениях со странами, традиционно исповедующими ислам;
3) специфические подходы и принципы, не попадающие в первые две группы.
Первая группа: общие подходы и принципы отношений Российской Федерации с иностранными государствами