По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Особенности и проблемы правового регулирования рабочего времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Воронина Алла Аркадьевна канд. юрид. наук, доцент, заведующая кафедрой права, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург

В статье рассмотрены особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу. Проведен анализ нормативных правовых актов, а также практических аспектов, что позволило выявить проблемы правового регулирования рабочего времени рассматриваемой категории работников. Аргументирована необходимость четкого определения категории «учебная нагрузка», исключив противоречие по данному вопросу, имеющееся в действующих нормативных актах. Внесены предложения, способствующие решению имеющихся правовых проблем.

Литература:

1. Завгородний А.В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации. — М.: Изд-во Проспект, 2017. — С. 188.

2. Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки: монография / А.П. Багирова, А.К. Клюев, О.В. Нотман, О.М. Шубат, Е.Ю. Щербина, А.А. Яшин / под общ. ред. проф. А.П. Багировой; М-во образования и науки РФ, Урал. федерал. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 207 с.

3. Новрадова-Василиади С.М. Особенности правового регулирования рабочего времени отдельных категорий работников в Российской Федерации (на примере научно-педагогических работников высших учебных заведений) // Известия Юго-Западного гос. университета. Серия: История и право. — 2017. — Т. 7. — № 2(23). — С. 39.

4. Радикульцева Е.Н. Современные тенденции в правовом регулировании нормирования труда // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — С. 116.

Изменения в сфере высшего образования России последних лет привели к возникновению ранее неизвестных методик и форм осуществления преподавательской деятельности, это повлекло определенные трансформации и в процессе организации рабочего времени преподавательского состава вузов. Возникла необходимость изменения и правового регулирования рабочего времени педагогических работников вузов. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), под рабочим временем следует понимать время, в течение которого работник обязан выполнять свои трудовые обязанности. Рабочее время педагогических работников имеет свои особенности в силу специфики содержания педагогической деятельности в целом, которая состоит в разноплановости, многозадачности, повышенной социальной ответственности.

Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. В названной статье законодательно обозначена специфика и выделена структура рабочего времени педагогических работников, которая определена выполняемыми ими трудовыми функциями.

Рабочее время является нормируемой частью трудового договора. Согласно ст. 333 ТК РФ, для педагогических работников установлено рабочее время сокращенной продолжительности — не более 36 часов в неделю. В данной норме учтены особенности педагогической деятельности, включающие постоянное интеллектуальное и эмоциональное напряжение, необходимость постоянного повышения квалификации, подготовку к занятиям и другие факторы. Названные статьи носят общий характер и распространяются на все категории педагогических работников, включая и работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее — ППС).

Для Цитирования:
Воронина Алла Аркадьевна, Особенности и проблемы правового регулирования рабочего времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Вопросы трудового права. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: