Изменения в сфере высшего образования России последних лет привели к возникновению ранее неизвестных методик и форм осуществления преподавательской деятельности, это повлекло определенные трансформации и в процессе организации рабочего времени преподавательского состава вузов. Возникла необходимость изменения и правового регулирования рабочего времени педагогических работников вузов. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), под рабочим временем следует понимать время, в течение которого работник обязан выполнять свои трудовые обязанности. Рабочее время педагогических работников имеет свои особенности в силу специфики содержания педагогической деятельности в целом, которая состоит в разноплановости, многозадачности, повышенной социальной ответственности.
Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. В названной статье законодательно обозначена специфика и выделена структура рабочего времени педагогических работников, которая определена выполняемыми ими трудовыми функциями.
Рабочее время является нормируемой частью трудового договора. Согласно ст. 333 ТК РФ, для педагогических работников установлено рабочее время сокращенной продолжительности — не более 36 часов в неделю. В данной норме учтены особенности педагогической деятельности, включающие постоянное интеллектуальное и эмоциональное напряжение, необходимость постоянного повышения квалификации, подготовку к занятиям и другие факторы. Названные статьи носят общий характер и распространяются на все категории педагогических работников, включая и работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее — ППС).