Обычно доля однофазных заземляющих замыканий в общем количестве всех возможных замыканий в несколько раз превышает количество остальных видов замыканий. Поэтому в процессе эксплуатации СЭЭС нельзя не учитывать возможность их возникновения. С однофазными замыканиями (ОЗ) связано большинство неисправностей судового электрооборудования. Это может быть подтверждено, например, статистикой распределения затрат при ремонте электрооборудования рыбопромысловых судов. Согласно этой статистике, значительная часть расходов связана с устранением последствий однофазных повреждений изоляции. Из этих расходов 56% идут на ремонт электродвигателей, основной причиной выхода из строя которых является повреждение изоляции статорной обмотки, в большинстве случаев происходящее в виде ОЗ. Значительная часть расходов связана с ремонтом судовых кабелей. Известно, что более 70% их неисправностей также связано с повреждениями изоляции между фазой и корпусом. Согласно [1], 40–50% ОЗ происходит в сетях освещения, а 25–40% – в аппаратуре управления электроприводами.
В [2] приводятся различные классификации ОЗ, однако наибольший интерес представляют замыкания, сопровождающиеся дуговыми и искровыми процессами. Они связаны со значительными перенапряжениями, развивающимися между поврежденными фазами и корпусом судна. Достигая одних из самых больших кратностей среди всех видов перенапряжений, возможных в СЭЭС, эти перенапряжения воздействуют на все элементы бортовой электросистемы, находящиеся под напряжением. Их воздействие опасно для судовой электроники и для изоляции силового электрооборудования. Они способны генерировать серьезные сетевые помехи работе различных бортовых комплексов управления и связи. Подробный анализ влияния помех на электронные устройства приводится в работах [3, 4]. В [5] отмечается, что подавляющее большинство современных судовых средств навигации содержит цифровые узлы или схемы, восприимчивые к воздействиям перенапряжений. Перенапряжения большой кратности способны приводить к ложным командам, изменению информации, к зависанию и даже разрушению этого оборудования.