По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311

Особенности и последствия дуговых перенапряжений в судовых электроэнергетических системах

Кажекин И.Е. E-mail: kazhekin@yandex.ru Калининградский государственный технический университет, г. Калининград

Показана необходимость проведения исследований дуговых перенапряжений в низковольтных судовых электроэнергетических системах (СЭЭС) с различными режимами нейтрали для повышения их надежности и безопасности.

Литература:

1. Власенко А.А. Эксплуатация судового электрооборудования / А.А. Власенко, К.П. Котриков, Ф.А. Самсонов, Р.И. Шемет. – М.: Транспорт, 1975. – 296 с.

2. Павлов В.Н. Расчет пожаробезопасности ЭЭС с учетом сопротивления стандартного однофазного замыкания / В.Н. Павлов // Сборник НТО им. акад. А.Н. Крылова. – 1985. – №. 404. – С. 41–45.

3. Вилесов Д.В. Возникновение и распространение импульсных помех в судовых электроэнергетических системах / Д.В. Вилесов, А.А. Воршевский, В.Е. Гальперин, С.А. Сухоруков – Л.: Ленинградский кораблестроительный институт, 1987. – 68 с.

4. Вилесов Д.В. Проблема электромагнитной совместимости судовых технических средств / Д.В. Вилесов, А.А. Воршевский, О.В. Евдокимов, В.Г. Паршин // Судостроение. – 1990. – № 1. – С. 28–30.

5. Воршевский А.А. Обеспечение электромагнитной совместимости технических средств по импульсным помехам в судовых электротехнических системах: дисс. … д-ра техн. наук.: 05.09.03 / Воршевский А.А. – СПб., 2007. – 507 с.

6. Кириллов М.Н. Методы снижения импульсных перенапряжений в судовых электроэнергетических системах при коммутации асинхронных двигателей: дисс. … канд. техн. наук: 05.09.03 / Кириллов М.Н. – СПб., 2005. – 175 с.

7. Зайцев А.И. Оценка возможных перенапряжений и токовых перегрузок, влияющих на работоспособность конденсаторных установок / А.И. Зайцев, В.С. Бойчук, В.А. Сергеев, А.С. Плехов // Электротехнические комплексы и системы управления. – 2008. – № 1(9). – С. 8–12.

8. Евдокунин Г.А. Внутренние перенапряжения в сетях 6–35 кВ / Г.А. Евдокунин, С.С. Титенков. – СПб.: Терция, 2004. – 188 с.

9. Жданов Е.П. Пожар на РТМС К-2086 «Цефей» / Е.П. Жданов // Безопасность мореплавания и ведения промысла. – 2006. – № 121. – С. 20–21.

10. Китаенко Г.И. Перспективы развития судовой электротехники / Г.И. Китаенко, Ю.П. Коськин, Ю.А. Светликов, В.Ф. Самойсенко. – Л.: Судостроение, 1980. – 188 с.

11. Ксенофонтов А.П. Защитные устройства в судовых и береговых электроустановках рыбной промышленности / А.П. Ксенофонтов, Ю.А. Шестопалов, В.Я. Островский. – М., 1984. – 255 с.

12. Китаенко Г.И. Влияние емкости на электробезопасность и другие характеристики судовых электрических сетей / Г.И. Китаенко // Судостроение. – 1966. – № 1. – С. 33.

13. Виштибеев А.В. Применение балльно-индексного метода для анализа эффективности различных вариантов защиты / А.В. Виштибеев // Электро. – № 1. – 2006. – С. 47–50.

14. Благинин В.А. Метод сравнительной оценки эффективности способов защиты СЭЭС от опасных последствий замыканий на корпус / В.А. Благинин, Е.А. Иванов // Сборник НТО им. акад. А.Н. Крылова. – 1982. – №. 368. – С. 30–39.

15. Кемени Д. Кибернетическое моделирование. Некоторые приложения / Д. Кемени, Д. Снелл. – М.: Советское радио, 1972. – 192 с.

16. Орлов А.И. Нечисловая статистика / А.И. Орлов. – М.: МЗ-Пресс, 2004. – 345 c.

17. Уотсон Д.О. Судовая электротехника. Практика эксплуатации судового электрооборудования / Д.О. Уотсон; сокращ. перевод Е.А. Калязина, В.Д. Филонова. – М.: Транспорт, 1979. – 336 с.

18. Благинин В.А. Проблемы обеспечения пожарной безопасности электроэнергетических систем промысловых судов / В.А. Благинин // М.: ЭКИНАС, 1990. – 36 с.

19. Влащицкий А.В. Коммутационные перенапряжения и защита от них автономных электроэнергетических систем напряжением до 1 кВ: дисс. … канд. техн. наук: 05.14.02 / Влащицкий А.В. – Новочеркаск, 2007. – 188 с.

20. Халилов Ф.Х. Защита сетей 6–35 кВ от перенапряжений / Ф.Х. Халилов, Г.А. Евдокунин, В.С. Поляков, Г.В. Подпоркин, А.И. Таджибаев – СПб.: Энергоатомиздат, 2002. – 260 с.

21. Сарин Л.И. Ограничение перенапряжений в сетях 6–35 кВ с помощью резистивного заземления нейтрали / Л.И. Сарин, М.В. Ильиных, Н.Г. Царегородцев, Д.В. Полозюк // Техника безопасности – № 1. – 2007. – С. 16–21.

22. А.с. № 813587 СССР, МКИЗ Н02j3/18. Устройство для компенсации полного тока однофазного замыкания на землю / Обабков В.К., Целуевский Ю.Н. – Заявл. 06.07.79; Опубл. 15.03.81, Бюлл. № 10. – 12 с.

23. Благинин, В.А. Дуговые перенапряжения в СЭЭС / Благинин В.А. // Сборник НТО им. акад. А.Н. Крылова. – 1984. – №. 387 – С. 18–24.

24. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2009. – 256 с.

25. РД 153-34.3-35.125-99 «Руководство по защите электрических сетей 6-1150 кВ от грозовых и внутренних перенапряжений». – СПб.: ПЭИПК, 1999. – 227 с.

26. Граве В.И. Электропожаробезопасность высоковольтных судовых электроэнергетических систем / В.И. Граве, В.В. Романовский, В.М. Ушаков. – СПб.: Элмор, 2003. – 160 с.

27. Благинин В.А. Варианты защиты судовых электросистем от однофазных замыканий / Благинин В.А., Кажекин И.Е. // Безопасность жизнедеятельности. – 2010. – № 3. – С. 23–30.

28. Минкин М.Б. Перенапряжения в судовых электроэнергетических системах при отключении ненагруженных трансформаторов / М.Б. Минкин // Вопросы судостроения, серия 6 «Судовая электротехника и связь», вып. 7. – 1974. – С. 11–15.

29. Павлов В.Н. Расчет пожаробезопасности ЭЭС с учетом сопротивления стандартного однофазного замыкания / В.Н. Павлов // Сборник НТО им. акад. А.Н. Крылова. – 1985. – № 404. – С. 41–45.

30. Векслер Г.С. Подавление электромагнитных помех в цепях электропитания / Г.С. Векслер, В.С. Недочетов, В.В. Пилинский. – Киев: Тэхника, 1990. – 167 с.

31. Глухов О.А. Импульсные переходные процессы в автономных электроэнергетических системах: автореф. дисс. … д-ра техн. наук: 05.09.03 / Глухов Олег Африканович. – СПб., 2000. – 32 с.

32. Михайлов А.К. Анализ существующего состояния и возможных мероприятий по повышению электро- и пожаробезопасности распределительных сетей низкого напряжения, работающих в режиме изолированной нейтрали / А.К. Михайлов, Э.Н. Фоминич, М.В Сухоруков // Технологии электромагнитной совместимости. – 2004. – № 12. – С. 40–46.

33. Лихачев Ф.А. Замыкания на землю в сетях с изолированной нейтралью и с компенсацией емкостных токов / Ф.А. Лихачев. – М.: Энергия, 1971. – 152 с.

34. Лихачев Ф.А. Защита от внутренних перенапряжений установок 3–220 кВ / Ф.А. Лихачев. – М.: Энергия, 1968. – 105 с.

Обычно доля однофазных заземляющих замыканий в общем количестве всех возможных замыканий в несколько раз превышает количество остальных видов замыканий. Поэтому в процессе эксплуатации СЭЭС нельзя не учитывать возможность их возникновения. С однофазными замыканиями (ОЗ) связано большинство неисправностей судового электрооборудования. Это может быть подтверждено, например, статистикой распределения затрат при ремонте электрооборудования рыбопромысловых судов. Согласно этой статистике, значительная часть расходов связана с устранением последствий однофазных повреждений изоляции. Из этих расходов 56% идут на ремонт электродвигателей, основной причиной выхода из строя которых является повреждение изоляции статорной обмотки, в большинстве случаев происходящее в виде ОЗ. Значительная часть расходов связана с ремонтом судовых кабелей. Известно, что более 70% их неисправностей также связано с повреждениями изоляции между фазой и корпусом. Согласно [1], 40–50% ОЗ происходит в сетях освещения, а 25–40% – в аппаратуре управления электроприводами.

В [2] приводятся различные классификации ОЗ, однако наибольший интерес представляют замыкания, сопровождающиеся дуговыми и искровыми процессами. Они связаны со значительными перенапряжениями, развивающимися между поврежденными фазами и корпусом судна. Достигая одних из самых больших кратностей среди всех видов перенапряжений, возможных в СЭЭС, эти перенапряжения воздействуют на все элементы бортовой электросистемы, находящиеся под напряжением. Их воздействие опасно для судовой электроники и для изоляции силового электрооборудования. Они способны генерировать серьезные сетевые помехи работе различных бортовых комплексов управления и связи. Подробный анализ влияния помех на электронные устройства приводится в работах [3, 4]. В [5] отмечается, что подавляющее большинство современных судовых средств навигации содержит цифровые узлы или схемы, восприимчивые к воздействиям перенапряжений. Перенапряжения большой кратности способны приводить к ложным командам, изменению информации, к зависанию и даже разрушению этого оборудования.

Для Цитирования:
Кажекин И.Е., Особенности и последствия дуговых перенапряжений в судовых электроэнергетических системах. Главный энергетик. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: