Первичные опухоли ЦНС, по данным Центрального реестра опухолей головного мозга (Central Brain Tumor Registry of the United States — CBTRUS), составляют 21,4 случаев на 100 тыс. населения, из них 7,6 случаев — это глиомы [26]. Несмотря на комплексный подход к лечению таких опухолей, а это хирургическое удаление часто в сочетании с лучевой и химиотерапией, средняя продолжительность жизни после удаления глиальной опухоли составляет около 24 месяца [17]. При этом само заболевание в ряде случаев сопровождается такой симптоматикой, как головная боль, тошнота, утомляемость, потеря аппетита, нарушение сна, головокружение, эпилептические приступы, двигательные, чувствительные и зрительные расстройства, нарушения походки.
Неврологический дефицит и психопатологические феномены в целом в значительной степени зависят от размера и локализации опухоли [23]. Так, опухоли лобных долей чаще всего сопровождаются поведенческими изменениями — так называемый лобный синдром. У больных с данным синдромом утрачивается или снижается способность целесообразного использования имеющегося запаса знаний [27]. В самом выраженном варианте данного синдрома больные неспособны выполнить заданную им последовательность действий, у них нарушается регулирующая функция речи, появляется патологическая неконтролируемая восприимчивость к внешним раздражителям [31]. Отмечаются также эмоционально-личностные нарушения в виде снижения эмоциональной чувствительности, эмпатичности, а также критичности к собственному поведению [11].
Опухоли, локализованные в височных долях, чаще связаны с раздражительностью, слуховыми галлюцинациями, а также нарушениями речи, которые в свою очередь создают трудности в коммуникации, что влечет существенное снижение качества жизни (КЖ) и, как следствие, негативно влияет на психоэмоциональную сферу.
Новообразования в теменных долях, как правило, вызывают нарушения когнитивного функционирования, чаще это апраксии, одностороннее пространственное игнорирование половины тела, зрительные галлюцинации в виде вспышек света или полос [22].