По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik-02-2410-01

Особенности и конституирование музыкальной реальности

Розин Вадим Маркович главный научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, 109240, Российская Федерация, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр. 1, Эл. адрес: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

В статье автор обращается к теме временности музыки. Вводится гипотеза, что музыка, с одной стороны, есть форма жизни как разрешение проблем личности, с другой — художественная реальность. Обсуждаются основные характеристики художественной реальности: текстовая природа, единство переживания ее событий и построения их, роль личности. Анализируются понятия «выразительные средства», «материал искусства», «художественная форма» и утверждается, что целое в музыке задают выразительные средства и личность художника. В последней части статьи автор обосновывает исходную гипотезу о природе музыки, сравнивает музыку с другими временными видами искусства, показывает, что классическая музыка формировалась как форма жизни, позволяющая новоевропейской личности реализовать три основные плана своего бытия.

Литература:

1. Айламазьян А. О механизмах музыкального переживания: опыт музыкального движения // Вопросы психологии, 2013. — № 5. — С. 35–43.

2. Айламазьян А.М., Ташкеева Е.И. Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика // Культура и искусство. — 2014. — № 2.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Ленинград : «Музыка. Ленингр. отд-ние», 1971. — 376 с. — С. 234–235.

4. Бенхабиб С. Притязания культуры : равенство и разнообразие в глоб. эру / Сейла Бенхабиб; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. постиндустр. о-ва. — Москва : Логос, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). — 289 с.

5. Джани-Заде Т., Келле В. Западноевропейская музыка. https://www.yaneuch.ru/ cat_13/muzyka-zapadnoj-evropy/141469.1876376.page8.html

6. Мамардашвили М. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). — М.: Ad Marginem, 1995. — 548 с.

7. Розин В.М. Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ) [Текст] / Вадим Розин ; Российская акад. наук, Ин-т философии. — Москва : Голос, 2011. — 397 с.

8. Стравинский И. Хроника моей жизни. Хроника моей жизни [Текст] / Игорь Стравинский ; [пер. с фр. Л. В. Яковлевой-Шапориной]. — Ленинград : Гос. музыкальное изд-во, 1963. — 271 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/ books/hronika-moej-zhizni-read-226302-76.html (дата обращения: 18.07.2024)

9. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. — М.: Гнозис, 1993. — 333 с.

1. Ailamazyan A. On the mechanisms of musical experience: the experience of musical movement // Questions of psychology, 2013. — No. 5. — P. 35–43.

2. Ailamazyan A.M., Tashkeyeva E.I. Musical movement: pedagogy, psychology, artistic practice // Culture and art. — 2014. — No. 2.

3. Asafyev B. Musical form as a process. 2nd ed. Leningrad: "Music. Leningrad branch", 1971. — 376 p. — P. 234–235.

4. Benhabib S. Claims of culture: equality and diversity in the global era / Seyla Benhabib; Trans. from English edited by V.L. Inozemtsev; Center for Post-Industrial Research. Islands. — Moscow : Logos, 2003 (GUP IPK Ulyan. Printing House). — 289 p.

5. Jani-Zade T., Kelle V. Western European music. https://www.yaneuch.ru/cat_13/ muzyka-zapadnoj-evropy/141469.1876376.page8.html

6. Mamardashvili M. Lectures on Proust (psychological topology of the path). — Moscow: Ad Marginem, 1995. — 548 p.

7. Rozin V.M. Nature and Genesis of European Art (philosophical and culturalhistorical analysis) [Text] / Vadim Rozin; Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. — Moscow : Golos, 2011. — 397 p.

8. Stravinsky I. Chronicle of My Life. Chronicle of My Life [Text] / Igor Stravinsky; [translated from French by L. V. Yakovleva-Shaporina]. — Leningrad: State Musical Publishing House, 1963. — 271 p. [Electronic resource]. URL: https://www.rulit.me/ books/hronika-moej-zhizni-read-226302-76.html (date accessed: 18.07.2024)

9. Heidegger M. Works and Refl ections of Diff erent Years. — M .: Gnosis, 1993. — 333 p

«По убеждению Стравинского, — пишет И. Вершинина, — музыка более чем какое-либо другое искусство, способна предоставить слушателю возможность непосредственного соприкосновения с субстанцией времени. Восприятие музыкального произведения слушателем — это всегда погружение и пребывание в объективном онтологическом времени, даже если слушатель находится во власти субъективного впечатления от изображенного композитором времени-процесса. Время-пребывание, в отличие от времени-процесса, может быть воспринято и осознано слушателем только в границах четко организованного звукового пространства, другими словами, “определенного построения”, о чем говорит Стравинский. «Именно это построение, — утверждает он, — этот достигнутый порядок вызывает в нас эмоцию совершенно особого характера, не имеющего ничего общего с нашими обычными ощущениями и реакциями на впечатления повседневной жизни». Речь в данном случае идет об эмоции эстетического удовлетворения, что, разумеется, присуще искусству вообще. Но нигде кроме музыки (разве что в архитектуре) это эстетическое удовлетворение не бывает так тесно и непосредственно связано с выстраиванием художественной формы» [8].

То, что Стравинский называет «время-пребывание», с точки зрения учения о «психических реальностей», а также понятия временности, практически без изменений может быть понято как жизнь личности в двух ее указанных измерениях (в плане развития человека и перехода от одних его реальностей к другим, включая, естественно, проживание событий этих реальностей). Тогда естественно возникает следующий вопрос: какие проблемы, в том числе экзистенциальные (для серьезной музыки) проживает человек, слушая музыку, ведь жизнь чем-то направляется, ведется?

Но сначала одна иллюстрация, подготавливающая почву для дальнейшего движения мысли. Ольга Кондратьевна Попова, один из руководителей и инициаторов свободного танца (чаще называемого «музыкальным движением») в интервью вспоминает: «Я была ребенком страшной психической отзывчивости. <…> Очень легко было дойти до чего угодно, потому что моя психика была очень чувствительна, ранима, и жизнь такая, что… Я очень долго думала, и все года эти, и предыдущие (девочки <ученицы> знают), я часто спрашивала себя: что музыкальное движение дало мне — поддержку? или наоборот? И только сейчас я могу с абсолютной уверенностью сказать: если б не было музыкального движения, я могла бы дойти до любой степени психической болезни. Абсолютно точно. Что это такое? А это способность какие-то все нереализованные свои переживания, и может быть, эту жизнь всю… вылить. Мне дается реальная возможность высказаться. Вылить, не в себе держать все это, не давить и переживать молча, а мне дается моторный путь в этой деятельности пережить… Ведь я опять повторяю: мы не замахиваемся, что я танцую точно Баха — да в жизни этого не будет! Я танцую свою идею в Бахе, да? Свое переживание. И в этот момент, видно, реализовываются такие состояния и такие настроения, которые иначе я бы имела у себя в душе навечно. И они бы меня постепенно убивали. То есть, видно, эта деятельность — это какой-то мощный прорыв и поток, который я из себя выпускаю. Сейчас я в этом убеждена глубоко. Это возможность жить. И возможность регулировать свои состояния» [2].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Особенности и конституирование музыкальной реальности. Ученый совет. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: