Объективная оценка и интерпретация критериев функционального состояния организма является одним из необходимых условий научного подхода к управлению здоровьем и планированию двигательной активности студентов [1]. Абитуриенты, поступающие в вузы, имеют низкий уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также мотивации к физической активности. Согласно исследованиям, только треть студентов вузов соблюдают суточную норму физической активности, а во время экзаменационной сессии этот показатель падает еще больше [2–4]. Наблюдается тенденция к значительному увеличению объема и интенсивности учебной нагрузки студентов, что сопровождается повышением требований к функциональной готовности сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения [5]. Поэтому уровень функциональных резервов организма является основным показателем, характеризующим готовность студентов к выполнению физических нагрузок различной интенсивности [6, 7].
В связи с этим сохраняется актуальность оценки их функционального состояния, которую желательно проводить на основе анализа состояния сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей сопряжение органов и тканей, а также выполняющей множество различных функций, а с другой стороны, наиболее быстро реагирующей на изменения гомеостаза и параметров внешней среды [8–10].
Цель исследования — провести сравнительную оценку показателей функционального состояния студентов с различной физической активностью.
Исследования были проведены на базе Башкирского государственного медицинского университета. Всего было обследовано 672 студента (206 юношей (30,7 %) и 466 (69,3 %) девушек). Сформулированы следующие критерии включения в группы исследования: юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет; «стаж» обучения в организации высшего образования не менее года; наличие информированного согласия студента на проведение исследования. Критериями исключения были студенты с выраженным дефицитом массы тела и ожирением 2–3 степени; отказ студента от участия в исследовании.