По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955:613.956 DOI:10.33920/med-08-2212-05

Особенности функционального состояния организма студентов с различной физической активностью

Хусаинов Артур Эдуардович аспирант кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: arthtur.khusainov.1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1324-0391
Зулькарнаев Талгат Рахимьянович д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: talgat-zulkarnaev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3438-2089
Степанов Евгений Георгиевич канд. мед. наук, старший научный сотрудник, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: doctorse@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-1917-8998
Поварго Елена Анатольевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: elena.povargo@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4038-7775
Агафонов Артем Иванович канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, e-mail: artem.agafonov02@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4848-1611
Мочалкин Павел Александрович канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России (450008, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3), ГБУЗ «Республиканский центр дезинфекции» (г. Уфа), e-mail: marketing@dez-ufa.ru, https://orcid.org/0000-0001-7415-1299

Изучение особенностей функциональных показателей различных систем организма студента за время обучения в вузе обусловлено важностью проблемы формирования будущего здорового поколения страны. С целью изучения функционального состояния организма студентов с различным уровнем физической активности проведено обследование 672 студентов медицинского университета (из них 30,7 % юношей и 69,3 % девушек). По опроснику IPAQ обследуемые разделены на три группы: с высоким, средним и низким уровнем физической активности. В ходе исследования выявили, что более половины студентов, имеющих нормальную массу тела, было в группе с высоким уровнем физической активности, при этом юношей было больше в группе со средней физической активностью, а девушек в группе с высокой физической активностью. Установлено, что среди студентов с избытком массы тела почти четверть были в группе с низким уровнем физической активности. Аналогичная картина наблюдалась и при распределении по полу. По основным показателям гемодинамики было установлено, что показатель пульсового давления был выше среди студентов с высокой физической активностью, что говорит о хорошей тренированности. Показатель коэффициента экономичности кровообращения был выше у студентов с низким уровнем физической активности, что свидетельствует о более быстром утомлении студентов этой группы. При сравнении средних значений индекса Робинсона было установлено, что этот показатель был выше среди студентов в группе с низким уровнем физической активности, что говорит об ослаблении функции сердечно-сосудистой системы. Проведенное исследование позволило выявить достоверные различия в группах, обусловленные разным уровнем физической активности студенческой молодежи.

Литература:

1. Kharissova N., Smirnova L., Kuzmin A. et al. The unfluence of the physical modern student on the characteristics of the cardiovascular and respiratory systems and their resistance to stress during education process. Georgian Med News. 2019; 297: 124–129.

2. Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019; 2 (13): 130–137.

3. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского вуза по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016; 1: 27–31.

4. Футорный С. М. Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи. Физическое воспитание студентов. 2013; 3: 75–79.

5. Eduard V. Feroyan E. V. Central and peripheral hemodynamics in pre-pathologic and pathologic diagnostics among swimmers. The russian journal of physical education and sport. 2018; 13 (4): 141–145. doi: 10.1452 6/2070-4798-2018-13-4-170-176.

6. Ma L, Chhetri JK, Liu P, Ji T, Zhang L, Tang Z. Epidemiological characteristics and related factors of frailty in older Chinese adults with hypertension: a population-based study. J Hypertens. 2020; 38 (11): 2192–2197. doi: 10.1097/HJH.0000000000002650.

7. Vasti, E., Pletcher, M. J. Recruiting student health coaches to improve digital blood pressure management: randomized controlled pilot study. JMIR Form Res. 2020; 4 (8): e13637. doi: 10.2196/13637.

8. Андрющенко Л. Б., Бодров И. М., Зайцев И. А., Буянова Т. В., Носов С. М. Диагностика функционального состояния населения разных возрастных групп на основе методики «Estek system complex». Теория и практика физической культуры. 2018; 9: 16–18.

9. Cao J., Zhang L., Li J., Sun L., Liu S., Zhang J., Zhao H. Pubertal maturation and weight status are associated with dyslipidemia among children and adolescents in Northwest China. Sci Rep. 2020; 10 (1): 16344. doi: 10.1038/s41598-020-73507-0.

10. Мартусевич А. К., Бочарин И. В., Гурьянов М. С., Мамонова С. Б. Особенности вариабельности сердечного ритма у студентов-спортсменов различного профиля. Медицинский альманах. 2020; 3: 81–85.

11. IPAQ (2021). URL: http://www.ipaq.ki.se. Ссылка активна на 16.02.2022.

12. ВОЗ (2018). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/60432#. Ссылка активна на 16.02.2022.

13. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1990; 239 с.

14. Дембо А. Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология. М.: Медицина, 1989; 464 с.

15. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006; 816 с.

16. Беспалова Т. А., Царева Н. М., Павленкович С. С., Спиридонова Е. А. Физическое Здоровье студентов педагогического вуза с различным уровнем двигательной активности. Здоровье и образование в XXI веке. 2010, 2: 150–151.

17. Михайлова С. В., Дерюгина А. В., Съемова С. Г. Морфологический статус студентов с различным уровнем двигательной активности. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2019; 27 (3): 342–352. doi:10.23888/PAVLOVJ2019273342–352.

1. Kharissova N., Smirnova L., Kuzmin A. et al. The unfluence of the physical modern student on the characteristics of the cardiovascular and respiratory systems and their resistance to stress during education process. Georgian Med News. 2019; 297: 124–129.

2. Mudrievskaya E. V. Substantiation of the expediency and effectiveness of the use of gymnastic yoga exercises in physical education of students. Zdorov’e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul’tury i sporta (Human health, theory and methodology of physical culture and sports). 2019; 2 (13): 130–137. (in Russian)

3. Solomay T. V., Syrtsova M. A. Characteristics of motor activity of senior medical university students according to the results of the questionnaire. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 1: 27–31. (in Russian)

4. Futornyj S. M. The problem of lack of motor activity of students. Fizicheskoe vospitanie studentov (Physical education of students). 2013; 3: 75–79. (in Russian)

5. Feroyan E. V. Central and peripheral hemodynamics in the diagnosis of prepathology and pathology in swimmers. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2018; 13 (4): 170–175.

6. Eduard V. Feroyan E. V. Central and peripheral hemodynamics in pre-pathologic and pathologic diagnostics among swimmers. The russian journal of physical education and sport. 2018; 13 (4): 141–145. doi: 10.1452 6/2070-4798-2018-13-4-170-176.

7. Vasti, E., Pletcher, M.J. Recruiting student health coaches to improve digital blood pressure management: randomized controlled pilot study. JMIR Form Res. 2020; 4 (8): e13637. doi: 10.2196/13637.

8. Andryushchenko L. B., Bodrov I. M., Zaytsev I. A., Buyanova T. V., Nosov S. M. «Esteck complex» application for age-specific functionality tests. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury (Theory and practice of physical culture). 2018; 9: 16–18. (in Russian)

9. Cao J., Zhang L., Li J., Sun L., Liu S., Zhang J., Zhao H. Pubertal maturation and weight status are associated with dyslipidemia among children and adolescents in Northwest China. Sci Rep. 2020; 10 (1): 16344. doi: 10.1038/s41598-020-73507-0.

10. Martusevich A. K., Bocharin I.V., Gur’yanov M. S., Mamonova S. B. Particularities of heart rate variability in studentsathletes of different sport specialty. Medicinskij al’manah (Medical almanac). 2020; 3: 81–85. (in Russian)

11. IPAQ (2021). URL: http://www.ipaq.ki.se (accessed 16 February 2022). (in Russian)

12. WHO (2018). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/60432# (accessed 16 February 2022). (in Russian)

13. Guminsky A. A., Leontieva N. N., Marinova K. V. Guide to laboratory studies on general and age physiology. Moscow, 1990. (in Russian)

14. Dembo A. G., Zemtsovsky E. V. Sports cardiology. Moscow, 1989. (in Russian)

15. Kobzar A. I. Applied mathematical statistics. For engineers and researchers. M.: FIZMATLIT, 2006. (in Russian)

16. Bespalova T. A., Careva N. M., Pavlenkovich S. S., Spiridonova E. A. Physical health of students of a pedagogical university with different levels of motor activity. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke (Health and education in the XXI century). 2010, 2: 150–151. (in Russian)

17. Mikhailova S. V., Deryugina A. V., Polemova S. G. Morphological status of students with different levels of motor activity. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I. P. Pavlova (Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I. P. Pavlov). 2019; 27 (3): 342–352. doi: 10.23888/ PAVLOVJ2019273342–352. (in Russian)

Объективная оценка и интерпретация критериев функционального состояния организма является одним из необходимых условий научного подхода к управлению здоровьем и планированию двигательной активности студентов [1]. Абитуриенты, поступающие в вузы, имеют низкий уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также мотивации к физической активности. Согласно исследованиям, только треть студентов вузов соблюдают суточную норму физической активности, а во время экзаменационной сессии этот показатель падает еще больше [2–4]. Наблюдается тенденция к значительному увеличению объема и интенсивности учебной нагрузки студентов, что сопровождается повышением требований к функциональной готовности сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения [5]. Поэтому уровень функциональных резервов организма является основным показателем, характеризующим готовность студентов к выполнению физических нагрузок различной интенсивности [6, 7].

В связи с этим сохраняется актуальность оценки их функционального состояния, которую желательно проводить на основе анализа состояния сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей сопряжение органов и тканей, а также выполняющей множество различных функций, а с другой стороны, наиболее быстро реагирующей на изменения гомеостаза и параметров внешней среды [8–10].

Цель исследования — провести сравнительную оценку показателей функционального состояния студентов с различной физической активностью.

Исследования были проведены на базе Башкирского государственного медицинского университета. Всего было обследовано 672 студента (206 юношей (30,7 %) и 466 (69,3 %) девушек). Сформулированы следующие критерии включения в группы исследования: юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет; «стаж» обучения в организации высшего образования не менее года; наличие информированного согласия студента на проведение исследования. Критериями исключения были студенты с выраженным дефицитом массы тела и ожирением 2–3 степени; отказ студента от участия в исследовании.

Для Цитирования:
Хусаинов Артур Эдуардович, Зулькарнаев Талгат Рахимьянович, Степанов Евгений Георгиевич, Поварго Елена Анатольевна, Агафонов Артем Иванович, Мочалкин Павел Александрович, Особенности функционального состояния организма студентов с различной физической активностью. Санитарный врач. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: