По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.014.43

Особенности функционального состояния организма старших школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности

Богачев Александр Николаевич канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры спортивной медицины, ВГАФК
Петрова Виктория Викторовна канд. мед. наук, с. н. с., отдел экспериментальной спортивной медицины, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России
Грецкая Ирина Борисовна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины, ВГАФК
Богомолова М.М. канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры спортивной медицины, ВГАФК, 400087, Волгоград, ул. Двинская, 13-44, тел.: 8 917 722 57 51, bmm66@mail.ru

Обследовано 533 детей старшего школьного возраста с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Для оценки функционального состояния старшеклассников использовали наиболее информативные показатели, оценивающие адаптивные возможности организма и уровень физической работоспособности. Были выявлены взаимосвязи между показателями физического развития, состоянием здоровья и уровнем двигательной активности.

Литература:

1. Айвазова З. Н. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья подростков детей в условиях крупного города: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. – М., 2007. − 26 с.

2. Богачев А. Н. Особенности адаптивных возможностей организма подростков в условиях снижения функциональных резервов и различных режимов двигательной активности: Дисс. … канд. мед. наук. – Волгоград: ГОУВПО «ВогГМУ», 2011. – 225 с.

3. Баевский Р. М., Михайлов В. М. Изучение кардиореспираторных расстройств у человека при длительной гипокинезии и перспективы дальнейших исследований применительно к проблеме стабилизации и укрепления здоровья населения: доклад на ученом совете ГНЦ РФ ИМБП РАН 23.05.2002.

4. Линник М. А. Сравнительный анализ изменения показателей сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и сенсомоторной реакции у юношей с разным уровнем двигательной активности: Автореф. дисс. … канд. биоло. наук. – Тюмень, 2005. − 19 с.

5. Мальков М. Н. Системный анализ и управление параметрами вектора состояния организма человека при помощи физических упражнений: Автореф. дисс. … канд. биол. наук. – Сургут, 2008. − 26 с.

6. Поляков С. Д. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

7. Осадшая Л. Б., Богачев А. Н., Грецкая И. Б. Особенности адаптивных возможностей организма подростков с хронической патологией сердечно-сосудистой системы и различными режимами двигательной активности // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. − 2012. − № 3. – С. 27−31.

8. Федотова И. В. Медицинская дезадаптация и частота встречаемости хронических заболеваний у эксспортсменов в зависимости от возраста // Вестник Волгоградского медицинского университета. – 2013. − № 1. – С. 98−100.

Увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности школьников определяет ведущую проблему медицины и физиологии – проблему сохранения и повышения уровня здоровья детей в условиях современного образовательного пространства [1, 3].

Среди причин снижения уровня здоровья современных школьников ведущую роль играет значительный рост психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок в условиях модернизации образования, которая осуществляется без учета сниженных функциональных возможностей современных учащихся, а также вредные привычки, гиподинамия и плохая экология [4, 5].

Наибольшую актуальность проблема повышения уровня здоровья старших школьников приобретает в аспекте оценки здоровья детского организма, когда происходит основная закладка здоровья наиболее работоспособного населения [2].

Несмотря на пристальное внимание к проблеме влияния факторов школьной среды и организации учебновоспитательного процесса на здоровье детей в настоящее время отсутствует доказательная база возможностей адекватной оценки здоровья детского организма с целью обоснования применения новых средств и методов совершенствования адаптивных механизмов.

Таким образом, решение проблемы повышения уровня здоровья детей предусматривает необходимость разработки и создания функциональных предпосылок для получения оптимального оздоровительного эффекта, а также включение в образовательное пространство школьников современных эффективных, физиологически обоснованных здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение диапазона компенсаторных возможностей организма, особенно в условиях снижения уровня здоровья [7, 8].

Все изложенное явилось побудительным мотивом проведения настоящих исследований.

Цель − изучение особенностей функционального состояния организма старших школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности, а также разработка подхода к его оптимизации.

Для Цитирования:
Богачев Александр Николаевич, Петрова Виктория Викторовна, Грецкая Ирина Борисовна, Богомолова М.М., Особенности функционального состояния организма старших школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: