Увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности школьников определяет ведущую проблему медицины и физиологии – проблему сохранения и повышения уровня здоровья детей в условиях современного образовательного пространства [1, 3].
Среди причин снижения уровня здоровья современных школьников ведущую роль играет значительный рост психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок в условиях модернизации образования, которая осуществляется без учета сниженных функциональных возможностей современных учащихся, а также вредные привычки, гиподинамия и плохая экология [4, 5].
Наибольшую актуальность проблема повышения уровня здоровья старших школьников приобретает в аспекте оценки здоровья детского организма, когда происходит основная закладка здоровья наиболее работоспособного населения [2].
Несмотря на пристальное внимание к проблеме влияния факторов школьной среды и организации учебновоспитательного процесса на здоровье детей в настоящее время отсутствует доказательная база возможностей адекватной оценки здоровья детского организма с целью обоснования применения новых средств и методов совершенствования адаптивных механизмов.
Таким образом, решение проблемы повышения уровня здоровья детей предусматривает необходимость разработки и создания функциональных предпосылок для получения оптимального оздоровительного эффекта, а также включение в образовательное пространство школьников современных эффективных, физиологически обоснованных здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение диапазона компенсаторных возможностей организма, особенно в условиях снижения уровня здоровья [7, 8].
Все изложенное явилось побудительным мотивом проведения настоящих исследований.
Цель − изучение особенностей функционального состояния организма старших школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности, а также разработка подхода к его оптимизации.