В XXI веке в большинстве стран мира, в том числе и в России, отмечается высокая суицидальная активность населения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно погибают от самоубийств около 1 млн человек, в то же время от 10 до 20 млн совершают суицидальные попытки. Суицид является восьмым по частоте всех смертельных исходов в списке официальных причин смерти, первым среди причин насильственной смерти и занимает одно из первых мест среди причин смерти лиц молодого и среднего возраста [5]. Суицидальное поведение в силу тяжести медицинских, социально-психологических и экономических последствий причисляют к категории не только общемедицинских, но и глобальных проблем человечества [2]. Ведущую роль в механизмах развития и динамики суицидов играют общие смысловые образования личности, которые задают плоскость отношений между ее высшими ценностями и конкретными мотивами суицидального поведения [6].
В последнее время число совершаемых суицидальных попыток в России продолжает увеличиваться [3] Количество покушений на самоубийства в десятки раз превосходит число суицидов, что значительно увеличивает масштабность проблемы [8]. По данным ВОЗ, в России показатель суицида среди молодежи на 100 тыс. составляет 20, что превышает средний мировой показатель в 2,7 раза. Особенно резкий рост уровня самоубийств отмечается у трудоспособных мужчин [4]. По данным зарубежных авторов, большие опасения вызывают незавершенные суициды, являясь «статистически не выявляемыми» [10−12] и указывающими на значительную вероятность повторных, в том числе и завершенных, суицидов. Учащиеся вузов составляют большую часть молодого населения нашей страны, являя собой наиболее трудоспособный и перспективный пласт. Именно поэтому проблема суицидального поведения студентов вызывает огромные опасения за будущее нашего государства. Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость подробного изучения и определения клинических проявлений, а также значимых условий формирования и реализации суицидального поведения у лиц молодого возраста.