По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.2 DOI:10.33920/med-17-2212-05

Особенности формирования резервов по сомнительным долгам в налоговом учете медицинских организаций

Ольга Владимировна Шинкарева канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Институт права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1. ORCID: 0000-0003-2291-3516. Для корреспонденции: shinkareva_ol@ mail.ru.
Владимир Андреевич Вишневский студент кафедры экономики и менеджмента, Институт права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1. E-mail: vish.vlmir@mail.ru.

Статья посвящена особенностям формирования медицинскими организациями резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете касательно дебиторской задолженности, возникшей вследствие реализации им продукции или оказания услуг. Анализ норм Налогового кодекса РФ позволил определить, что создание резерва — право налогоплательщиков, которые признают доходы и расходы при расчете налога на прибыль методом начисления, не предписывающее обязательство его исполнения. Определен порядок формирования сумм создаваемых резервов. Отмечено, что отчисления в резерв медицинских организаций учитываются в составе внереализационных расходов, приходящихся на последнее число отчетного (налогового) периода (например, календарный месяц или год), и зависят от срока возникновения неисполнения договорных обязательств контрагентами. При этом подчеркивается, что общая сумма резервных отчислений за отчетный период, принимаемая для исполнения целей налогообложения, имеет предельный размер и не может превышать 10% выручки налогоплательщика без учета НДС. Приведены наглядные практические примеры определения суммы резервов, позволяющие выявить логику и специфику при формировании резерва по сомнительным долгам организациями здравоохранения. Смоделированные ситуации дают представление о сроках и предельных размерах сумм формируемых резервов субъектами налогообложения, осуществляющими медицинскую деятельность.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2022).

2. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.01.2001 № Ф08-5008/20041902А [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2022).

3. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2022).

4. Об особенностях создания и корректировки резерва по сомнительным долгам. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 09.04.2021 № 03-03-06/1/26531 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2022).

5. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2017. — 300 с.

6. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 5–1 (82). — С. 66–71.

7. Михайлов И.А., Нурмухамедова Х.Ш. Резервы по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет // Хроноэкономика. — 2022. — № 2 (36). — С. 84–90.

8. Починок Н.Б., Шинкарева О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — М.: Российский государственный социальный университет, 2018. — 220 с.

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 14 October 2022).

2. Resolution of the Federal Antimonopoly Service of the North Caucasus District of 01.01.2001 № F08-5008/2004-1902A. [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru (accessed 14 October 2022).

3. On the approval of the Concept of the planning system for field tax audits. Order of the Federal Tax Service of Russia of 30.05.2007 № MM-3-06/333@. [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru (accessed 14 October 2022).

4. On the specifics of creating and adjusting a provision for doubtful debts. Letter of the Tax Policy Department of the Ministry of Finance of Russia No. 03-03-06/1/26531 of 09.04.2021. [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru (accessed date: 14.10.2022).

5. Alekseycheva E.Y., Kulomzina E.Y., Magomedov M.D. Taxes and taxation. Moscow: Dashkov and K, 2017, 300 p. (in Russian).

6. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Jekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017; 5–1 (82): 66–71 (in Russian).

7. Mikhailov I.A., Nurmukhamedova H.S. Reserves for dubious debts: accounting and tax accounting. Hronojekonomika (Chronoeconomics). 2022; 2 (36): 84–90. (in Russian).

8. Pochinok N.B., Shinkareva O.V. Taxes and taxation: Moscow: Russian State Social University, 2018, 220 p. (in Russian).

Создание резервов по сомнительным долгам дает возможность организации принять сомнительный долг в качестве расходов при формировании налоговой прибыли в более ранние сроки, тем самым уменьшить размер налога на прибыль организаций в данном периоде. Данный инструмент не дает возможности оптимизации налога на прибыль в случае, если медицинская организация применяет ставку 0% к платным медицинским услугам в соответствии со ст. 284, 284.1 НК РФ, но является инструментом переноса уплаты налога на более поздний срок при неиспользовании данной льготы. При этом достаточно часто в налоговом учете при определении резерва по сомнительным долгам у бухгалтеров возникают вопросы, например:

• Какой должен быть срок просрочки задолженности, чтобы ее можно было включить в резерв?

• На какую дату необходимо определять размер резерва?

• Как определить предельный размер резерва по сомнительным долгам?

Цель исследования: изучение особенностей определения размера резерва по сомнительным долгам медицинскими организациями в ходе осуществления последними налогового учета.

Материалы и методы исследования: изучены Налоговый кодекс Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты в области налогового учета [1–4], а также труды исследователей [5–8].

Под сомнительным долгом принято понимать любую дебиторскую задолженность, которая не погашена или с высокой вероятностью не будет погашена полностью или частично в сроки, установленные договором, и в случае, если эта задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией [1, ст. 266].

При этом следует отметить, что в случае если задолженность была просроченной, но на момент формирования резерва она погашена, то резерв по ней не формируется.

Пример 1

ООО «Жизнь» оказала услуги по прохождению медицинского осмотра сотрудников ООО «Весна» на сумму 130 550 руб. 14 июля 2022 года. Однако оплата в сроки, установленные договором (оплата должна поступить в течение 10 дней с момента оказания услуги), на конец месяца не поступила. Учетной политикой ООО «Жизнь» определено, что резервы по сомнительным долгам создаются ежеквартально.

Для Цитирования:
Ольга Владимировна Шинкарева, Владимир Андреевич Вишневский, Особенности формирования резервов по сомнительным долгам в налоговом учете медицинских организаций. Бухучет в здравоохранении. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: