По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 452.234

Особенности формирования поверхности трения при фрикционном контакте алюминия и железа

Русин Н.М. канд. техн. наук, старший научный сотрудник, е-mail: rusinnm@mail.ru, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН;
Скоренцев А.Л. технолог, е-mail: skoralexan@mail.ru, Томский политехнический университет 634021, Томск, просп. Академический, д. 2/4, 634050, Томск, пр. Ленина, 30

В работе исследован механизм сухого трения и формирующейся на сопряженных поверхностях структуры и определения ее связи с триботехническими характеристиками алюминия. Был сделан вывод, что при сухом трении чистого алюминия по железу на стадии притирки на стальном образце образуются наросты, которые фактически замещают тип контакта Al-Fe на Al-Al, и особенности их эволюции определяют функциональные свойства алюминия.

Литература:

1. Костецкий Б. И. Сопротивление изнашиванию деталей машин.  — М., К.: Машгиз, 1959. — 479 с.

2.  Буше  Н. А. и  др. Подшипники из алюминиевых сплавов. — М.: Транспорт, 1974. — 256 с.

3. Русин Н. М., Скоренцев А. Л., Коростелёва Е. Н. Исследование влияния структуры на триботехнические свойства самосмазывающихся материалов на примере композитов Al‑Sn // Изв. вузов. Физика.  — 2013.  — №  7/2.  — C. 321–327.

Алюминий является перспективным триботехническим материалом, поскольку обладает рядом полезных функциональных свойс тв. Однако номенк лат ура таких сплавов сильно ограниченна [ГОСТ 14113–78] по причине склонности алюминия к схватыванию при сухом трении в паре со сталью. Как следствие, материал на участках схватывания вырывается из основы и переносится на сопряженную поверхность, образуя там наросты. Большое их количество, помимо ускоренного износа алюминиевого подшипника, может привести к заеданию узла трения и поломке агрегата.

Однако согласно теории окислительного изнашивания [1], для любого склонного к окислению материала существует режим сухого трения с минимальной интенсивностью изнашивания, при котором скорость образования оксидной пленки не ниже скорости ее разрушения. Алюминий активен по отношению к кислороду и в обычных условиях всегда покрыт оксидной пленкой, следовательно теория окислительного изнашивания может быть применена и к нему. Однако работ по исследованию триботехнических свойств алюминия в условиях сухого трения немного, поэтому целью настоящей работы является исследование формирующейся на сопряженных поверхностях при сухом трении структуры и определение ее связи с триботехническими характеристиками алюминия.

Образцы из технически чистого алюминия имели размеры 3 х 3 х 8 мм. Их испытание на трение проводили при отсутствии смазки по схеме «палец-диск». Диск был изготовлен из закаленной малоуглеродистой стали марки Ст. 45, имеющей твердость 47–49 единиц по шкале HRC . Использовалс я триботестер фирмы Tribotechnic (Франция), позволяющий измерять величину коэффициента трения в автоматическом режиме с заданной частотой. Для определения величины интенсивности изнашивания измеряли исходную и конечную высоту образца в мкм и нормировали полученную разность на длину пути трения (м). Структуру и состав поверхностей трения изучали с помощью РЭМ марки LEO EVА 50 (ЦКП ИФПМ СО РАН) со встроенным микроанализатором.

Величину коэффициента трения определяли после прохождения образцом по стальному диску 150 м со скоростью 0,6 м/с. Как показали испытания (рис. 1а), этого расстояния вполне достаточно для выхода на стационарный режим трения при малом давлении, не говоря уже об испытаниях при высоких давлениях. На рис. 1б приведена зависимость величины коэффициента трения алюминия (m = τ0/ρr +β, т. е. при малых давлениях коэффициент определяется величиной τ0, а при больших — β). При трении алюминия по сухой стали ρr = 230 МПа, τ0 = 30 МПа, a β = 0,124, так что m = 0,043 [2].

Для Цитирования:
Русин Н.М., Скоренцев А.Л., Особенности формирования поверхности трения при фрикционном контакте алюминия и железа. Главный механик. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: