По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001.8

Особенности формирования методологии наукометрических исследований в сфере наук об образовании

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: antikrizis1@bk.ru

Статья посвящена современным подходам к формированию методологии наукометрических исследований в сфере наук об образовании, дан понятийный аппарат по теме исследования. Изложен генезис наукометрии. Представлены существующие методы наукометрических исследований, а также наукометрические показатели. Обозначены проблемы, связанные с оценкой эффективности научной деятельности и использованием на практике наукометрических методов исследований. Сделан акцент на некоторых мировых тенденциях в сфере цитирования научной периодики. Роль научно осмысленного образования и педагогика как наука об образовании рассмотрены через призму тенденций развития науки ХХI века. Изложены предпосылки будущего наукометрии и оценки метрических показателей в контексте альтернативной метрики (альтметрики).

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2013 № 760-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2014–2020 годы».

2. Бернал Дж.Д. Социальная функция науки. — М., 1938.

3. Будущее наукометрии и глубокая оценка метрических показателей. — URL: http://delsar.by/research-metrics-future-scientometrics/ (дата обращения: 25.11.2018).

4. Дадалко В.А. Инновационные модели обучения в современном образовании: справочные материалы / В.А. Дадалко. — М.: Фонд ДПО «Совет», 2017. — 386 с.

5. Дадалко В.А., Соловкина Е.Д. Направления модернизации системы образования в условиях перехода к экономике знаний // Ученый совет. — 2018. — № 11. — С. 27–35.

6. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. — 2001. — № 4. — С. 22–28.

7. Кирюшина О.Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: Монография. — Ростов-на-Дону: Изд. центр ЮФУ, 2011. — 210 с.

8. Мирский Э.М. Наукометрия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010.

9. Москалева О.В. Использование наукометрических показателей для оценки научной деятельности / О.В. Москалева // Науковедческие исследования. — М., 2013. — С. 85–109.

10. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение науки как информационного процесса. — М.: Наука, 1969. — 192 с.

11. Орлов А.И. О некоторых методологически ошибочных методах анализа и оценки результатов научной деятельности / А.И. Орлов // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник. — М., 2013. — Вып. 8, ч. 2. — С. 528–533.

12. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

На этапе перехода экономики России на инновационный тип развития актуальной проблемой является подготовка высококвалифицированных специалистов, овладевших глубокими научными знаниями и способных творчески применять их в своей деятельности, а также выдвигать идеи и создавать новые знания. Ключевым фактором ее успешного функционирования является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы выявления и закрепления в науке талантливой молодежи, а также обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур вузов и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих вузов России [1].

Не требует доказательства утверждение, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок. В этой связи решение задач развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала, в том числе кадрового потенциала системы образования, в условиях интенсификации становления современного социально-экономического уклада страны весьма актуально. Научный потенциал системы образования — основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-информационный — научно-педагогическая и иная информация, в том числе научные методы исследования; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы — научные школы и центры, диссертационные советы. Развитие ресурсов научного потенциала системы образования — процесс непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, в том числе высшей квалификации, на основе становления, развития и взаимодействия научных школ и центров каждого региона, а также усиление не только оценивающей, но и «контрольно-направляющей» функции диссертационных советов [12].

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Особенности формирования методологии наукометрических исследований в сфере наук об образовании. Ученый совет. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: