На этапе перехода экономики России на инновационный тип развития актуальной проблемой является подготовка высококвалифицированных специалистов, овладевших глубокими научными знаниями и способных творчески применять их в своей деятельности, а также выдвигать идеи и создавать новые знания. Ключевым фактором ее успешного функционирования является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы выявления и закрепления в науке талантливой молодежи, а также обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур вузов и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих вузов России [1].
Не требует доказательства утверждение, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок. В этой связи решение задач развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала, в том числе кадрового потенциала системы образования, в условиях интенсификации становления современного социально-экономического уклада страны весьма актуально. Научный потенциал системы образования — основанная на принципах науки и отвечающая ее требованиям совокупность постоянно развивающихся ресурсов: научно-информационный — научно-педагогическая и иная информация, в том числе научные методы исследования; кадры, в том числе высшей квалификации; научные коллективы — научные школы и центры, диссертационные советы. Развитие ресурсов научного потенциала системы образования — процесс непрерывной выработки новых и теоретической систематизации научных знаний по педагогической и связанной с ней проблематике, рост квалификации научных кадров, в том числе высшей квалификации, на основе становления, развития и взаимодействия научных школ и центров каждого региона, а также усиление не только оценивающей, но и «контрольно-направляющей» функции диссертационных советов [12].