По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.895-057.36-036-07(045)(048.8)

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с задержкой психического развития

Барыльник Ю.Б. заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России», доктор медицинских наук
Филиппова Н.В. ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России», кандидат медицинских наук, Е-mail: natdoc@mail.ru.
Рамалданова К.Д. врач-интерн кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России»
Булгакова Д.Р. студентка 6-го курса факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России»

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития представляет собой значимую медико-социальную проблему, над решением которой в течение многих лет работают не только психологи и педагоги, но и детские психиатры. Целью данного исследования стало выявление уровня развития и особенностей формирования коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста с ЗПР в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Было произведено изучение коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с задержкой психического развития (основная группа) в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием (контрольная группа). В ходе исследования были использованы методики: наблюдение за коммуникативным поведением ребенка на прогулке, в игровой деятельности, в свободное время; коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей ребенка; изучение коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что уровень развития коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР ниже, чем у дошкольников с нормой развития. Необходимо отметить, что на уровень развития коммуникации дошкольников с ЗПР в значительной степени влияют недостаточное познавательное и речевое развитие. С целью развития коммуникативных навыков необходима коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников 5–7 лет с ЗПР.

Литература:

1. Бойков Д.И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 27–32.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М.: Гном-Пресс, 2002. — 64 с.

3. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. — 2003. — № 2. — С. 33.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.

5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. — 1975. — № 6. — С. 8–17.

6. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2005. — №2. — C. 27–32.

7. Домишкевич С.А., Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности младших школьников с ЗПР // Развитие школьников с отклонениями. — Иркутск: Иркут. ГПИ, 1981.

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973. — 150 с.

9. Жаренкова Г.И. Особенности речевой регуляции деятельности у детей с задержкой психического развития // Проблемы изменения и восстановления психической деятельности. — М., 1977. — С. 124–125.

10. Капустина Г.М. Особенности решения задач на нахождении неизвестных компонентов действия // Дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1984. — С. 231–243.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.

12. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: Отграничение олигофрении от сходных состояний. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — 256 с.

13. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для школьных психологов. — М.: Владос, 2003. — 260 с.

14. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2014. — Т. 4. — №11. — С. 1292–1294.

15. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. — Минск: Академия Холдинг, 1989. — 64 c.

16. Триггер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. — 1989. — № 5. — С. 6–14.

17. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 33 с.

18. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990. — 184 с.

19. Филиппова Н.В., Петелева Е.А. Исследование коммуникативной активности у детей с РДА дошкольного и младшего школьного возраста // Научно-практический журнал «Академический журнал Западной Сибири». — 2014. — №2 (51). — Т. 10. — С. 104–105.

20. Филиппова Н.В., Петелева Е.А. Исследование способов коммуникации у детей с РДА дошкольного и младшего школьного возраста // Бюллетень медицинских интернетконференций. — 2014. — Т. 4. —Вып. 5. — С. 639–641.

21. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — №10 (2). — С. 256–262.

22. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте // Российский психиатрический журнал. — 2015. — №6. — С. 45–51.

23. Цыпина Н.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися спецшкол и классов выравнивания для детей с ЗПР // Дефектология. — 1991. — №1. — С. 89–92.

24. Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1982. — 16 с.

Актуальность исследования. В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга» (minimal brain dysfunction), а в педагогической — дети с трудностями в обучении (children with learning disabilities, educationally disabled) или медленно обучающиеся (slow learners) [14, 22].

Изучению клинических проявлений и причин снижения темпов психического развития детей посвящены исследования Т.А. Власовой [5], В.И. Лубовского [11], М.С. Певзнер [12] и других отечественных психологов. Различные варианты ЗПР описаны Т.А. Власовой [4], К.С. Лебединской [5], У.В. Уленковой [18]. Специфика познавательной деятельности раскрыта в работах Н.Ю. Боряковой, М.А. Касицыной [2, 3], С.А. Домишкевич [7], Т.В. Егоровой [8], Г.И. Жаренковой [9], Р.Д. Триггер [16, 17], У.В. Уленковой [18], Н.А. Цыпиной [23]. Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР [9, 10, 11, 13, 232, 24].

У детей с задержкой психического развития наряду с нарушениями познавательной сферы имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы отмечается в многочисленных исследованиях [1, 6, 15]. Авторы отмечают, что у таких детей не только снижена потребность в общении, но и наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей с ЗПР является, по мнению большинства авторов, незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Для Цитирования:
Барыльник Ю.Б., Филиппова Н.В., Рамалданова К.Д., Булгакова Д.Р., Особенности формирования коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с задержкой психического развития. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: