Актуальность исследования. В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга» (minimal brain dysfunction), а в педагогической — дети с трудностями в обучении (children with learning disabilities, educationally disabled) или медленно обучающиеся (slow learners) [14, 22].
Изучению клинических проявлений и причин снижения темпов психического развития детей посвящены исследования Т.А. Власовой [5], В.И. Лубовского [11], М.С. Певзнер [12] и других отечественных психологов. Различные варианты ЗПР описаны Т.А. Власовой [4], К.С. Лебединской [5], У.В. Уленковой [18]. Специфика познавательной деятельности раскрыта в работах Н.Ю. Боряковой, М.А. Касицыной [2, 3], С.А. Домишкевич [7], Т.В. Егоровой [8], Г.И. Жаренковой [9], Р.Д. Триггер [16, 17], У.В. Уленковой [18], Н.А. Цыпиной [23]. Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР [9, 10, 11, 13, 232, 24].
У детей с задержкой психического развития наряду с нарушениями познавательной сферы имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы отмечается в многочисленных исследованиях [1, 6, 15]. Авторы отмечают, что у таких детей не только снижена потребность в общении, но и наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей с ЗПР является, по мнению большинства авторов, незрелость мотивационно-потребностной сферы.