По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.96:37-051 DOI:10.33920/pol-01-2408-07

Особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций

Моисеева Оксана Хакимьяновна специалист МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского района» г. Магнитогорска, магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, E-mail: moiseeva_o_h@mail.ru

Эмоциональное выгорание — серьезная проблема, которая затрагивает миллионы людей, работающих в помогающих профессиях, включая педагогов. Это состояние характеризуется истощением, цинизмом и снижением профессиональной эффективности. В данной статье представлен обзор исследований, посвященных синдрому эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. Исследования показали, что эмоциональное выгорание является многогранным явлением с различными определениями и причинами. Некоторые исследователи связывают выгорание с теорией стресса Ганса Селье, в то время как другие подчеркивают роль неудачного поиска смысла жизни в профессиональной сфере. Существуют различные модели выгорания, такие как двухфакторная модель (эмоциональное истощение и деперсонализация) и трехфакторная модель (эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение профессиональных достижений). В статье анализируются результаты диагностики эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных организаций. Результаты показывают высокую распространенность выгорания, особенно в показателях деперсонализации и снижения профессиональных достижений. Исследование также выявило корреляцию между стажем работы и выраженностью выгорания. Автор статьи рассматривает различные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию у педагогов, такие как повышенная ответственность, интенсивное социальное взаимодействие и недооценка со стороны коллег и руководства. Для профилактики и преодоления выгорания предлагается комплексная программа, направленная на повышение самооценки, развитие навыков саморегуляции и снижение стресса. Данное исследование вносит вклад в понимание природы эмоционального выгорания в образовательном контексте и предлагает практические стратегии для его профилактики и преодоления. Оно подчеркивает необходимость дальнейших исследований для изучения сложных причин и последствий выгорания и разработки эффективных вмешательств для поддержки благополучия педагогов.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии. Под ред. А. В. Петровского. — Москва: Просвещение, 2017. — 226 с.

2. Дубинская Е. В. Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания как технология сохранения психологического здоровья педработников // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. № 1. С. 139-151.

3. Камалбекова Ж. А. Психологическая коррекция и образовательные программы при синдроме эмоционального выгорания // Наука и инновационные технологии. 2018. № 4 (9). С. 197-200.

4. Кинелева О. В. Направления профилактики эмоционального выгорания педагогов // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов, Севастополь, 25-28 апреля 2019 года. — Севастополь: ООО «Рибест», 2019. — С. 473-475.

5. Ковальчук М. А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография. — Ярославль: Ярославская ГСХА, 2017. — 128 с.

6. Кроль Л. Жизнь без выгорания: Как сохранить эмоциональную устойчивость и позаботиться о себе. — Москва: Альпина Паблишер, 2023. — 224 с.

7. Удинкан И. А. Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов, Хабаровск, 22-23 ноября 2018 года/Под редакцией Е. Н. Ткач. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. — С. 493-500.

1. Ananiev B. G. Sotsialnye situatsii razvitiia lichnosti i ee status [Social situations of personality development and its status] // Khrestomatiia po psikhologii [Reader on Psychology]. Ed. A. V. Petrovskii. M.: Prosveshchenie, 2017. — 226 p. (In Russ.)

2. Dubinskaia E. V. Psikhoprofilaktika sindroma emotsionalnogo vygoraniia kak tekhnologiia sokhraneniia psikhologicheskogo zdorovia pedrabotnikov [Psychoprevention of emotional burnout syndrome as a technology for preserving the psychological health of teachers] // Psikhologiia i pedagogika v Krymu: puti razvitiia [Psychology and Pedagogy in Crimea: Ways of Development]. 2020. No. 1. P. 139-151. (In Russ.)

3. Kamalbekova Zh. A. Psikhologicheskaia korrektsiia i obrazovatelnye programmy pri sindrome emotsionalnogo vygoraniia [Psychological correction and educational programs for emotional burnout syndrome] // Nauka i innovatsionnye tekhnologii [Science and Innovative Technologies]. 2018. No. 4 (9). P. 197-200. (In Russ.)

4. Kineleva O. V. Napravleniia profilaktiki emotsionalnogo vygoraniia pedagogov [Directions for preventing emotional burnout of teachers] // Upravlenie v usloviiakh globalnykh mirovykh transformatsii: ekonomika, politika, pravo [Management in the Context of Global World Transformations: Economics, Politics, Law]: Collection of scientific papers, Sevastopol, April 25-28, 2019. — Sevastopol: Ribest LLC, 2019. — P. 473-475. (In Russ.)

5. Kovalchuk M. A. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia v sotsialnykh professiiakh i sposoby ego profilaktiki [Burnout syndrome in social professions and methods of its prevention]: monograph. — Yaroslavl: Yaroslavl State Agricultural Academy, 2017. — 128 p. (In Russ.)

6. Krol L. Zhizn bez vygoraniia: Kak sokhranit emotsionalnuiu ustoichivost i pozabotitsia o sebe [Life without burnout: How to maintain emotional stability and take care of yourself ]. — M.: Alpina Publisher, 2023. — 224 p. (In Russ.)

7. Udinkan I. A. Emotsionalnoe vygoranie pedagogov i sposoby ego preodoleniia [Emotional burnout of teachers and ways to overcome it] // Psikhologiia professionalnoi deiatelnosti: problemy, soderzhanie, resursy [Psychology of Professional Activity: Problems, Content, Resources]: collection of scientific papers, Khabarovsk, November 22-23, 2018/Edited by E. N. Weaver. — Khabarovsk: Pacific State University, 2019. — P. 493-500. (In Russ.)

Современные процессы трансформации всех сфер общественных отношений, так увеличивающиеся требования со стороны общества в отношении построения и организации системы образования в России приводят к тому, что все большее внимание уделяется профессиональной деятельности педагогов. Успешность обучения детей на любой ступени образования во многом зависит от качества работы педагогов, некоторое влияют как внешние организационные и социальные, так и внутренние психологические и личностные характеристики педагогов. Кроме того, создание здоровой атмосферы в образовательном учреждении, в которой дети могли бы гармонично и всесторонне развиваться требует пристального внимания не только к профессиональным компетенциям, но и к психологическому и эмоциональному состоянию педагогического состава. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос профилактике эмоционального выгорания педагогов, который может сказываться на качестве их работы в конкретном ДОО и на эффективности всей системы дошкольного образования в целом.

Профессия педагога дошкольного образования связана с постоянной коммуникацией и эмоциональным взаимодействие в модели «педагог — ребенок». Потребности, способности, возможности и особенности той и другой стороны оказывают взаимовлияние друг на друга. При этом педагог, как представитель помогающих профессии, отнесен к группе профессий с повышенным уровнем риска развития синдрома профессионального выгорания.

Цель исследования — изучение особенностей эмоционального выгорания педагогов ДОО.

Материалы и методы. В 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг ввел понятие эмоционального выгорания в психологию [3]. На данный момент не существует единого объяснения механизма, причин, структуры и развития синдрома выгорания. Разные точки зрения на определение синдрома эмоционального выгорания указывают на его связь с теорией стресса Г. Селье, что приводит к уменьшению роли профессиональной среды в возникновении данного состояния. В этом контексте эмоциональное выгорание происходит при накоплении отрицательных эмоций и отсутствии способа их разрядки, что приводит к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма человека.

Для Цитирования:
Моисеева Оксана Хакимьяновна, Особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: