Современные процессы трансформации всех сфер общественных отношений, так увеличивающиеся требования со стороны общества в отношении построения и организации системы образования в России приводят к тому, что все большее внимание уделяется профессиональной деятельности педагогов. Успешность обучения детей на любой ступени образования во многом зависит от качества работы педагогов, некоторое влияют как внешние организационные и социальные, так и внутренние психологические и личностные характеристики педагогов. Кроме того, создание здоровой атмосферы в образовательном учреждении, в которой дети могли бы гармонично и всесторонне развиваться требует пристального внимания не только к профессиональным компетенциям, но и к психологическому и эмоциональному состоянию педагогического состава. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос профилактике эмоционального выгорания педагогов, который может сказываться на качестве их работы в конкретном ДОО и на эффективности всей системы дошкольного образования в целом.
Профессия педагога дошкольного образования связана с постоянной коммуникацией и эмоциональным взаимодействие в модели «педагог — ребенок». Потребности, способности, возможности и особенности той и другой стороны оказывают взаимовлияние друг на друга. При этом педагог, как представитель помогающих профессии, отнесен к группе профессий с повышенным уровнем риска развития синдрома профессионального выгорания.
Цель исследования — изучение особенностей эмоционального выгорания педагогов ДОО.
Материалы и методы. В 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг ввел понятие эмоционального выгорания в психологию [3]. На данный момент не существует единого объяснения механизма, причин, структуры и развития синдрома выгорания. Разные точки зрения на определение синдрома эмоционального выгорания указывают на его связь с теорией стресса Г. Селье, что приводит к уменьшению роли профессиональной среды в возникновении данного состояния. В этом контексте эмоциональное выгорание происходит при накоплении отрицательных эмоций и отсутствии способа их разрядки, что приводит к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма человека.