По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.923

Особенности эмоционального интеллекта девушек в ситуации раннего материнства

Брессо Татьяна Ивановна кандидат психологических наук, доцент, кафедры психотерапии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: Bresso54@mail.ru
Гарданова Жанна Робертовна доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: zanna7777@inbox.ru
Хритинин Дмитрий Федорович член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва
Ильгов Вячеслав Иванович ассистент кафедры психотерапии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: Ilgov.V@mail.ru
Гарданов Альберт Кириллович лаборант, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: vkr6789@mail.ru

Эмоциональный интеллект необходим матери для полноценного взаимодействия с ребенком. Развитый эмоциональный интеллект является одним из необходимых качеств гармоничной личности, однако в несовершеннолетнем возрасте эмоциональный интеллект находится в стадии формирования. С целью оценки эмоционального интеллекта юных мам было проведено эмпирическое исследование с применением теста Н. Холла. Значимые различия между контрольной и экспериментальной группами установлены по шкалам «эмоциональная осведомленность», «эмпатия» и «интегративный показатель». В обеих группах недостаточно развито управление собственными эмоциями, качественных различий по данной шкале нет. Самомотивация и управление эмоциями других находятся на схожем уровне. Отдельные показатели развития эмоционального интеллекта у юных мам выше, чем у сверстниц, о чем свидетельствует интегративный показатель. Вместе с этим значение данного показателя демонстрирует неокончательное формирование эмоционального интеллекта, основной причиной чему является несовершеннолетний возраст.

Литература:

1. Базалева, Л.А. Возможности исследования эмоционального выгорания у матерей в психологии личности / Л.А. Базалева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2010. — № 1. — С. 31–39.

2. Гарданова, Ж.Р. Материнская доминанта у девушек-подростков / Ж.Р. Гарданова, Т.И. Брессо, Н.Г. Мишиева, А.Н. Абубакиров, А.А. Аксененко, В.И. Есаулов, В.И. Ильгов, Д.Ф. Хритинин, А.К. Гарданов, М.А. Некрасов, С.А. Калина, Г.А. Галямова, Р.М. Есаян, А.А. Сазонова, Н.А. Чухарева, М.В. Бобкова // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2018. — № 1 (96). — С. 84–89.

3. Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.

4. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология / Н.П. Коваленко. — СПб.: Ювента, 2000. — 197 с.

5. Колышева, Т.А. Позитивное материнство: колыбельная песня и мир звуков ребенка до рождения / Т.А. Колышева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — Т. 13. — № 2. — С. 226–229.

6. Матренин, Д.И. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации / Д.И. Матренин, И.В. Харитонова // Universum: психология и образование. — 2019. — № 1 (55). — С. 32–34.

7. Николаева, Е.И. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Е.И. Николаева, В.С. Меренкова // Преподаватель ХХI век. — 2009. — № 3. — С. 373–380.

8. Петросьян, С.Н. Пренатальный и перинатальный периоды развития ребенка как кризисный этап становления личности / С.Н. Петросьян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2016. — № 3 (183). — С. 114–122.

9. Петросян, Е.Ю. Нейрофизиологические и психологические аспекты гестации / Е.Ю. Петросян, Ю.И. Савченков // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — № 3. — С. 5–11.

10. Толчинская, Л.В. Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности / Л.В. Толчинская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2011. — № 129. — С. 42–46.

11. Шихова, Е.П. Социология перинатальных практик: право на актуализацию / Е.П. Шихова, Т.В. Филипповская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2009. — № 6 (1). — С. 276–281.

Исследования эмоционального интеллекта в современной российской психологической науке занимают существенное место. Эмоциональный интеллект как психологическая категория вызывает большое число научных дискуссий. Исследованию подвергаются такие вопросы, как, в частности, понятие и сущность эмоционального интеллекта, влияние уровня эмоционального интеллекта на личную и профессиональную деятельность, взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и субъективным ощущением качества жизни.

Эмоциональный интеллект формируется длительный период. При исследовании ситуации раннего материнства следует исходить из того предположения, что отдельные составляющие эмоционального интеллекта находятся на недостаточно высоком уровне. Вместе с тем юные мамы должны учиться владеть своими эмоциями и оценивать эмоциональное состояние ребенка. К тому же при ранней беременности и рождении ребенка девушки находятся в сложном как психоэмоциональном, так и социальном положении, поэтому гипотеза исследования состоит в том, что между эмоциональным интеллектом юных мам и эмоциональным интеллектом их сверстниц, не находящихся в ситуации материнства, имеются качественные различия.

Относительно понятия эмоционального интеллекта больших споров в науке не ведется. В качестве устоявшейся точки зрения приведем определение Д.И. Матренина, И.В. Харитоновой, которые пишут, что «эмоциональный интеллект является способностью управлять и понимать собственные эмоции и эмоции других людей» [6]. Соответственно, эмоциональный интеллект складывается из таких двух составляющих, как управление и понимание собственными эмоциями; управление и понимание эмоциями других людей. Возможно, что слово «управление» в данном случае не совсем подходящее, однако способность к понятию эмоционального состояния другого человека позволяет при наличии должных навыков направить коммуникацию в нужное русло. Это имеет большое значение для матери, поскольку ей необходимо поддерживать тесный эмоциональный контакт с ребенком. Вместе с этим было бы неверным полагать, что сам факт материнства (без принятия целенаправленных волевых действий для саморегуляции) является главным детерминантом развития эмоционального интеллекта. Так, Е.И. Николаева, В.С. Меренкова, проведя исследование эмоционального интеллекта матерей, помимо прочего, определили, что эмоциональный интеллект матерей первого и второго года жизни не имеет существенных различий [7]. Между тем взаимосвязь между материнством и эмоциональным интеллектом не следует отрицать.

Для Цитирования:
Брессо Татьяна Ивановна, Гарданова Жанна Робертовна, Хритинин Дмитрий Федорович, Ильгов Вячеслав Иванович, Гарданов Альберт Кириллович, Особенности эмоционального интеллекта девушек в ситуации раннего материнства. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: