Исследования эмоционального интеллекта в современной российской психологической науке занимают существенное место. Эмоциональный интеллект как психологическая категория вызывает большое число научных дискуссий. Исследованию подвергаются такие вопросы, как, в частности, понятие и сущность эмоционального интеллекта, влияние уровня эмоционального интеллекта на личную и профессиональную деятельность, взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и субъективным ощущением качества жизни.
Эмоциональный интеллект формируется длительный период. При исследовании ситуации раннего материнства следует исходить из того предположения, что отдельные составляющие эмоционального интеллекта находятся на недостаточно высоком уровне. Вместе с тем юные мамы должны учиться владеть своими эмоциями и оценивать эмоциональное состояние ребенка. К тому же при ранней беременности и рождении ребенка девушки находятся в сложном как психоэмоциональном, так и социальном положении, поэтому гипотеза исследования состоит в том, что между эмоциональным интеллектом юных мам и эмоциональным интеллектом их сверстниц, не находящихся в ситуации материнства, имеются качественные различия.
Относительно понятия эмоционального интеллекта больших споров в науке не ведется. В качестве устоявшейся точки зрения приведем определение Д.И. Матренина, И.В. Харитоновой, которые пишут, что «эмоциональный интеллект является способностью управлять и понимать собственные эмоции и эмоции других людей» [6]. Соответственно, эмоциональный интеллект складывается из таких двух составляющих, как управление и понимание собственными эмоциями; управление и понимание эмоциями других людей. Возможно, что слово «управление» в данном случае не совсем подходящее, однако способность к понятию эмоционального состояния другого человека позволяет при наличии должных навыков направить коммуникацию в нужное русло. Это имеет большое значение для матери, поскольку ей необходимо поддерживать тесный эмоциональный контакт с ребенком. Вместе с этим было бы неверным полагать, что сам факт материнства (без принятия целенаправленных волевых действий для саморегуляции) является главным детерминантом развития эмоционального интеллекта. Так, Е.И. Николаева, В.С. Меренкова, проведя исследование эмоционального интеллекта матерей, помимо прочего, определили, что эмоциональный интеллект матерей первого и второго года жизни не имеет существенных различий [7]. Между тем взаимосвязь между материнством и эмоциональным интеллектом не следует отрицать.