По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13

Особенности эксплуатации автотранспорта в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территорий

Рассмотрены основные факторы, влияющие на эксплуатацию автотранспорта в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. Описаны мероприятия, повышающие эффективность работы автомобиля, в частности, даны советы по уменьшению износа деталей, запуску двигателя при низких температурах, стабильной работе аккумуляторной батареи. Большое внимание уделено особенностям вождения автотранспорта, а также мерам по охране труда и безопасности перед выездом автотранспорта на маршрут.

Литература:

1. Власов X. В., Евтюхин И.Е., Серебряков Ю.Ф. Вождение автомобиля в сложных условиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geolmarshrut.ru/ muzey/vehicles_and_atvs/features_of_ driving_in_the_far_north_/.

2. Корниенко Г. И. Рекомендации водителям. Вождение автотранспортных средств в условиях Крайнего Севера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/ rekomendacii-voditelyam-vozhdenieavtotransportnih-sredstv-v-usloviyahkraynego-severa-465020.html.

3. Инструкция по охране труда в особых условиях Крайнего Севера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.transentry.ru/ wots-194-1.html.

4. Инструкция по охране труда при эксплуатации автотранспорта на Крайнем Севере [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// russkiy-portal.ru/stroitelnyj-razdel/ instruktsiya-po-ohrane-po-ohranetruda-pri-ekspluatatsii-avtotransportana-krajnem-severe/.

Территория России огромна, и часть ее пролегает на местности с экстремальными природно-климатическими условиями. Работать в таком климате тяжело. Зачастую для осуществления профессиональной деятельности в районах с определенным температурным режимом необходимы не только дополнительные навыки, но и соблюдение повышенной техники безопасности. В частности, это относится к водителям автотранспортных средств, работающих в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности. Климат на этих территориях чрезвычайно суров: арктическая зона, тундра, лесотундра, северная тайга имеют крайне низкие температуры в зимний период, которые могут достигать отметки ниже 50– 55 °С. А снег у берегов Северного Ледовитого океана лежит порой более 200–250 дней в году. Земля, находящаяся севернее полярного круга, характеризуется большим количеством заболоченных районов ввиду водонепроницаемого слоя вечной мерзлоты. Частые оползни, грунтовые наледи, пурга и метель разрушают дорожное полотно и приводят к изменениям микрорельефа местности. Для северных районов характерны сильные ветры, которые зимой могут превышать отметку 35 м/с. Как следствие, перемещение снежных покровов может стать причиной заносов на пути движения автотранспорта. Это необходимо учитывать водителям перед выездом на маршрут. При скорости ветра 7–8 м/с начинается перемещение верхнего слоя снега, что снижает видимость до 2–3 км.

При скорости ветра более 9–10 м/с начинается низовая метель, приводящая к заносам дорог и резко ухудшающая условия видимости и вы полнение работ по обслуживанию автомобилей на открытых площадках. При скорости ветра более 15 м/с низовая метель переходит в пургу. Поднятый при пурге снег снижает видимость до 2–3 м. Передвигаться и производить работы по обслуживанию автомобилей во время сильной пурги на открытых площадках трудно.

В случае сильной пурги в зонах с резко ограниченной видимостью водителям рекомендуется продолжать движение только при возможности ориентироваться на проводника, который указывает направление и границы дороги.

Усложняет видимость и полярная ночь. Следует помнить, что ее продолжительность увеличивается по мере продвижения в северном направлении.

Отказ работоспособности автомобиля в условиях Крайнего Севера практически всегда является ЧП, к сожалению, нередко в этом бывает виноват сам водитель. Он должен хорошо знать факторы, влияющие на состояние дорожного полотна в периоды экстремальных температурных режимов, а также внимательно следить за техническим состоянием автомобиля.

МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Снежные метели, длительные периоды низких температур, повышенная влажность — все это требует принятия дополнительных мер для надежной работы автотранспорта. Так, например, после длительной стоянки, особенно во время крепких морозов и сильных ветров, жидкости и масла могут загустеть, что, в свою очередь, вызывает трудности при запуске двигателя. Вследствие резкого увеличения вязкости масел в картере двигателя возрастает усилие, необходимое для проворачивания коленчатого вала. Например, вязкость масла АКЗп-6, предназначенного для применения в районах Крайнего Севера, при понижении температуры от 20 до –20 °С увеличивается до 50 раз.

Повышение вязкости масел для двигателя при низких температурах вызывает также ухудшение прокачиваемости его по маслопроводам, а нарушение условий смазки приводит к повышению износа деталей двигателя.

Вместе с тем во время стоянки автомобиля под открытым воздухом в подкапотное пространство набивается много снега, что также может послужить причиной отказа запуска двигателя.

При низких температурах ухудшается также испаряемость горючего. Для запуска карбюраторного двигателя в этих случаях обычно увеличивают количество поступающих в цилиндры легких фракций горючего, повышая содержание бензина в горючей смеси. Однако это приводит к смыванию со стенок цилиндра масляной пленки и к увеличению износа деталей двигателя. Вязкость дизельного топлива при низких температурах увеличивается, что приводит к ухудшению его распыливания при впрыске и, как следствие, к смыванию с цилиндров масляной пленки и к повышенному износу деталей.

Износы деталей в результате запуска двигателей при низких температурах в условиях Крайнего Севера значительно превышают аналогичные износы при эксплуатации автомобилей в нормальных условиях зимы и могут составлять до 55 % от общего износа за все время эксплуатации автомобиля.

Для обеспечения запуска двигателя при содержании автомобилей на открытых площадках необходимо двигатель и масло в картере предварительно разогревать. Температура головки блока перед запуском должна составлять 30–40 °С, а вязкость масла должна обеспечить прокачиваемость и про ворачивание коленчатого вала с пусковой скоростью не менее 50 об/мин для карбюраторных и 120 об/мин для дизельных двигателей.

В условиях Крайнего Севера широко применяется разогрев двигателя паром, горячей водой, а также с помощью беспламенных печей. Для разогрева паром используются передвижные котлы с избыточным давлением 0,4–0,5 кг/см2 . Разогрев двигателя горячей водой совместно с беспламенным подогревателем применяется в основном для автомобилей, не имеющих индивидуальных подогревателей, и при отсутствии установок для пароразогрева.

Нередко для прогрева отсека двигателя используют тепловые пушки. Поток теплого воздуха постепенно размораживает автомобиль, а затем испаряет влагу из всех систем, приводя их в рабочее состояние. Однако использовать тепловые пушки можно только на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Прогревать двигатель можно с помощью специальных жидкостей на основе эфира. Но частое применение таких составов может сократить ресурс двигателя автомобиля.

Для предупреждения замерзания системы охлаждения при запуске двигателя автомобиля в этих условиях эксплуатации также утепляются шланги радиаторов и водяной насос обматыванием их лентами из сукна и надеванием на них утеплительных чехлов.

При эксплуатации автомобилей иногда создается необходимость поддержания двигателя в подогретом состоянии. Это достигается периодическим запуском двигателя или применением беспламенных печей. Стоит отметить, что при сильных заморозках не стоит оставлять автомобиль работать на холостом ходу длительное время, так как в этом случае двигатель не прогревается до нужной температуры, а на его клапанах и поршнях образуется нагар.

При применении беспламенной печи для поддержания двигателя автомобиля в прогретом состоянии следует использовать укрывочный брезент, которым закрываются кабина и зона двигателя.

Для обеспечения надежного запуска двигателя температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не должна снижаться ниже –30 °С. Следует знать, что при понижении температуры охлаждающей жидкости до –50 °С износ деталей двигателя увеличивается в восемь раз по сравнению с износом при нормальном тепловом режиме.

Не менее важное значение для облегчения запуска двигателя при низких температурах имеют техническое состояние и содержание аккумуляторных батарей. При длительных стоянках автомобилей аккумуляторные батареи необходимо содержать в специальных отапливаемых помещениях. С понижением температуры окружающего воздуха вязкость электролита в батареях увеличивается. Электролит повышенной вязкости медленно проникает в поры активной массы пластин аккумуляторных батарей, в результате чего емкость аккумуляторной батареи и электродвижущая сила значительно уменьшаются. На каждый градус понижения температуры электролита в зимних условиях емкость батареи уменьшается примерно на 1,2 %.

Нередко для обеспечения стабильной работы аккумуляторные батареи хранят в деревянных ящиках и утепляют с помощью войлочных чехлов. Температура аккумуляторных батарей, помещенных в такие ящики или чехлы, практически не падает ниже 0 °С за 10 ч эксплуатации автомобиля.

При эксплуатации дизельных автомобилей в районах Крайнего Севера следует также утеплять топливные баки войлоком, асбестом или утеплительной, специально приготовленной обмазкой.

Для заправки автомобилей при эксплуатации в районах Крайнего Се вера используется специальное арктическое топливо, которое обладает соответствующими низкотемпературными свойствами.

Когда в морозное утро стекла автомобиля покрыты изморозью и снегом, водитель должен уметь пользоваться системой вентиляции кузова, тогда видимость восстановится. Запустив в работу двигатель, необходимо слегка приоткрыть одно из стекол, после нескольких минут работы двигателя на различных режимах в салоне кузова начнет циркулировать теплый воздух, и стекла отогреются. Когда теплый воздух начнет поступать к ветровому стеклу, можно приступать к управлению транспортным средством и движению.

Зимой в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территорий для накачивания шин лучше отдать предпочтение газообразному азоту. При этом производить накачивание шин следует в обогреваемом помещении. Необходимо помнить, что под воздействием низких температур газ «сжимается», поэтому давление в шинах на открытом воздухе будет в пределах нормы, если их немного «перекачать» в теплом помещении.

При постановке автомобиля на стоянку следует учитывать некоторые рекомендации. Во избежание примерзания машины к грунту ее лучше разместить на досках. В этом случае при последующем запуске транспортного средства у водителя не возникнет трудностей с началом движения. Также рекомендуется перед постановкой автомобиля на длительную стоянку полностью наполнить бак топливом. Таким образом можно предотвратить появление в баке водяного конденсата.

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Водителю, осуществляющему свою профессиональную деятельность на территории Крайнего Севера и приравненной к нему местности, необходимо быть особенно внимательным на участках, где зимой наиболее часто образуется наледь. Обычно это мосты, виадуки, перекрестки, крутые подъемы, т. е. места, не защищенные от пагубного воздействия погодных условий. К опасным участкам можно отнести и автобусные остановки, где от частого торможения также возможно обледенение дорожного полотна. Подъезжая к остановкам, необходимо заблаговременно снижать скорость, не надеясь на тормоза. Водителям не стоит доверять песку, рассыпанному по льду и снегу, песок эффективен лишь в случае, когда он вмерзает в снег или лед. В иных случаях песок приносит больше вреда, так как вводит водителя в заблуждение.

Обильный снег на дорогах набивается под крылья автотранспортных средств, образует наросты, которые, в свою очередь, резко снижают маневренность колес автомобиля. При движении автомобилей в условиях Крайнего Севера необходимо строго соблюдать необходимую дистанцию.

Дистанция движения автомобиля должна быть в два-три раза больше, чем в летнее время.

При возникновении заноса во избежание ДТП водитель должен быстро, а главное, правильно сориентироваться в ситуации. Ему необходимо плавно повернуть руль в сторону заноса задних колес, одновременно сбавить частоту вращения коленчатого вала короткими, частыми движениями, слегка приведя в действие тормоза (для заднеприводных машин).

Снежные потоки нередко заваливают ровную дорогу сугробами. При движении по плотному снегу водителю необходимо быть внимательным, так как колеса автомобиля часто продавливают наст. Даже при небольшой глубине колеи это может привести к пробуксовке колес. В этом случае не следует увеличивать обороты двигателя, так как повышение скорости вращения колес приведет к больше му застреванию автомобиля. Чтобы вывести автомобиль из такого положения, необходимо двигаться на низшей передаче при малом числе оборотов коленчатого вала двигателя. Если предпринятые меры не помогают и автомобиль не может выехать на твердую поверхность, то следует воспользоваться средствами повышенной проходимости, к которым относятся самовытаскиватели, противобуксаторы, якори и др.

Снежные заносы протяженностью до 5 м преодолевают с разгона, используя инерцию автомобиля. При преодолении занесенных участков дороги большой протяженностью движение необходимо совершать на одной из низших передач. Переключать передачи в этом случае не рекомендуется.

При глубине снега, не превышающей величину дорожного просвета, устойчивое движение автомобиля создается при применении на ведущих колесах мелкозвенчатых цепей противоскольжения. Для достижения большей эффективности следует отдать предпочтение цепям с фигурным расположением поперечных отрезков, поскольку они помогают предотвратить боковое скольжение колес.

Применение мелкозвенчатых цепей противоскольжения в местах с глубоким снежным покровом может привести к еще большему застреванию автомобиля. Поскольку в этом случае мелкозвенчатые цепи вызывают самозакапывание ведущих колес.

Для более устойчивого движения по заснеженной дороге используют автомобили с регулируемым давлением в шинах, что позволяет повысить сцепление ведущих колес с дорожной поверхностью. Благодаря своей эластичности такие шины при трогании с места или, например, переключении передачи противодействуют буксованию колес. Важно помнить: чем мягче дорожная поверхность, тем ниже должно быть давление. Однако неправильное использование чрезмерно низкого давления может привести к быстрому износу краев беговой дорожки протектора.

Использование широкопрофильных шин на ведущих колесах — еще один способ сохранить устойчивость автомобиля на скользкой дороге. Такие шины обеспечивают больший контакт колеса с дорожной поверхностью, а также они оснащены крупными выступами-грунтозацепами, улучшающими сцепку покрышки с грунтом.

При необходимости совершить движение на автомобиле по льду водитель обязательно должен учитывать его толщину и состояние. При этом необходимо обратить внимание, что прочность морского льда напрямую зависит от содержания солей в воде и температуры. При температуре льда, близкой к нулю, прочность морского льда примерно в три раза меньше, чем пресноводного той же толщины. С понижением температуры льда прочность его увеличивается и при –23 °С становится практически равной прочности пресноводного льда.

Водитель должен помнить, что торможение на льду затруднено, а тормозной путь примерно в два раза больше, чем он был бы на сухой снежной поверхности.

При движении по льду часто можно обнаруживать в нем трещины, вызванные воздействием низких температур. Трещины шириной до 30 см перед преодолением следует плотно забивать кусками льда. Проезжать через заделанные льдом трещины нужно на низшей передаче. Переключать передачи перед трещиной и после ее переезда следует не ближе чем за 50 м от трещины. Трещины большей ширины необходимо преодолевать с применением колейных мостиков. В этих случаях на опорные концы мостиков для предотвращения их скольжения по льду при наезде и съезде автомобиля необходимо набивать шипы из гвоздей или специальных штырей.

Движение по участкам льда, покрытым торосами, невозможно без предварительной расчистки.

В связи с тем что при низких температурных условиях вязкость масла в агрегатах силовой передачи сильно повышается, а эластичность шин уменьшается, начинать движение следует на низших передачах.

Начинать движение на плотном снегу и льду следует также на низшей передаче с малым числом оборотов коленчатого вала, так как увеличение оборотов может привести к пробуксовке колес в начале движения.

При вынужденной остановке в пути во время сильной пурги для уменьшения заноса автомобили необходимо устанавливать радиаторами против ветра.

МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ АВТОТРАНСПОРТА НА МАРШРУТ

Вождение автомобиля в условиях экстремальных температурных режимов имеет свою специфику, к которой водитель должен быть заранее готов. Перед выездом на маршрут он должен тщательно проверить техническую исправность автотранспортного средства. Автомобиль считается подготовленным к зимней эксплуатации, если на нем:

  • тщательно промыты и очищены системы охлаждения топливопроводов, топливных баков и др.;
  • двигатель заправлен антифризом (для системы охлаждении соответствующими сортами топлива и смазки;
  • утеплены аккумуляторные батареи и плотность электролита доведена до зимних норм;
  • проверены и отрегулированы тормозные системы;
  • отремонтированы имеющиеся и изготовлены недостающие цепи противоскольжения;
  • установлены фары с противотуманными фильтрами;
  • утеплены кабины, установлены и подключены приспособления для ее обогрева.

Не только лицо, ответственное за соблюдение норм по охране труда, но и сам водитель должны быть заинтересованы в соблюдении правил личной безопасности во время работы на маршруте. Перед выездом из гаража он должен убедиться в наличии необходимого инвентаря согласно инструкции по охране труда в особых условиях Крайнего Севера, которая гласит, что транспортные средства должны быть обеспечены топором, лопатой, буксирным тросом, паяльной лампой, огнетушителем, пеньковыми канатами, приемопередающей радиостанцией и другим нужным инвентарем, а также питанием, необходимым на весь срок рейса, и неприкосновенным запасом еще на пять дней. Выезжающий в рейс должен иметь при себе спички в непромокаемой упаковке и карманный электрический фонарь.

Также, возможно, следует напомнить, что в зимнее время водителю запрещается выезд в рейс без теплой спецодежды и спецобуви.

Приложение

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Введение

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих го сударственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению при эксплуатации автотранспорта на Крайнем Севере.

1. Общие требования безопасности

1.1. При эксплуатации автотранспорта на Крайнем Севере водитель управляет автомобилем, производит перевозку различных грузов, заправку автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, проверяет техническое состояние автомобиля перед выездом на линию и после возвращения на стоянку, выполняет подачу автомобиля под погрузку и разгрузку, контролирует правильность погрузки, размещения и крепления грузов в кузове автомобиля, устраняет возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов грузов, в работе использует ручной слесарный инструмент, различные приспособления, средства защиты.

1.2. При эксплуатации автотранспорта на Крайнем Севере опасными и вредными производственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

При движении на линии:

  • возможность дорожно-транспортного происшествия из-за: нарушения правил дорожного движения; технической неисправности автомобиля; недостаточных обзорности из кабины, освещения; неудовлетворительных погодных условий и состояния дороги; утомления водителя;
  • пониженная температура поверхностей оборудования;
  • пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • При ремонтном обслуживании: возможность ожогов горячей водой или маслом при сливе жидкостей из системы охлаждения и смазки, от прикосновения к выпускному трубопроводу при обслуживании двигателей;
  • возможность отравления антифризом при обслуживании системы охлаждения;
  • возможность ожогов раствором кислоты при обслуживании аккумуляторной батареи;
  • возможность отравления этилированным бензином при использовании его не по назначению (использование его для растворения красок, промывки деталей, заправки паяльных ламп и т. п.);
  • загазованность и возможность отравления угарным газом при пуске двигателя в закрытом помещении;
  • повышенные уровни шума, вибрации;
  • возможность травмирования при погрузочно-разгрузочных работах, острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на поверхности оборудования, инструмента.

1.3. К эксплуатации автотранспорта на Крайнем Севере допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосвидетельствование в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.1996 № 90, от 10.12.96 № 405 и приложением № 7 и 9 приказа от 20.09.1989 № 555, обучение, проверку знаний безопасности труда и безопасных методов работы, стажировку в течение 2–14 рабочих смен для усвоения безопасных методов работы, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством данной категории и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.

Перед выездом на линию водитель должен иметь регистрационные документы на автомобиль и путевой лист на перевозимый груз.

Данное транспортное средство должно быть закреплено за водителем приказом по предприятию.

Запрещается:

  • допускать к работе с использованием антифриза и этилированного бензина водителей, не ознакомленных с правилами его применения. Правила применения антифриза должны быть объявлены водителю под расписку;
  • допуск к работе с этилированным бензином водителей, не прошедших медицинского осмотра;
  • водителю приступать к ремонту автомобилей без соответствующего письменного разрешения на выполнение ремонтных работ от лица, уполномоченного выдавать такие распоряжения (механика, мастера и т. п.).

1.4. Водителю при эксплуатации автотранспорта на Крайнем Севере полагаются по нормам следующие индивидуальные средства защиты:

  • комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.100-80, тип А;
  • рукавицы комбинированные двупалые, ГОСТ 12.4.010-75, ТО 1-124-86.
  • Зимой в особом и IV поясах дополнительно: куртка и брюки на утепленной прокладке, ГОСТ 12.4.084-80, тип А;
  • полушубок;
  • валенки, ОСТ 17-337-79.

Примечание. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, на время работы на линии выдаются:

  • фартук резиновый с нагрудником дежурный, ГОСТ 12.4.029-76;
  • перчатки резиновые дежурные, ТУ 38.106346-79;
  • нарукавники хлорвиниловые дежурные.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внутреннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения вносятся в инструкцию на основании документального указания руководителя предприятия.

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, нарушают производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.

2. Требования безопасности перед началом работ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болезни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязанностей водителя, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по нормам чистую и исправную спецодежду. Не держать в карманах одежды металлические предметы с острыми концами.

Водитель не допускается к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неисправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одежде, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

2.3. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Проверить:

2.4.1. Техническое состояние автомобиля, обратив внимание на давление воздуха и состояние автошин, внешних световых приборов, звукового сигнала, герметичность системы смазки, охлаждения, питания, крепления карданного вала, наличие запасного колеса.

Запрещается приступать к движению при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

2.4.2. Наличие инструмента, инвентаря, огнетушителя, медаптечки, знака аварийной остановки, противооткатных упоров, заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее.

2.4.3. Исправность грузовой бортовой платформы автомобиля: она не должна иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении автомобиля.

2.4.4. Прочность петель и запоров задних и боковых бортов во избежание самопроизвольного открывания их во время движения.

2.4.5. Работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления.

2.5. Предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической неисправности автомобиля.

2.6. Запрещается эксплуатация автомобиля в следующих условиях:

Тормозная система:

  • нарушена герметичность гидравлического привода;
  • эффективность торможения более 18,4 м;
  • стояночный тормоз на уклоне до 31 % включительно не удерживает грузовой автомобиль;
  • при неработающем компрессоре давление воздуха падает на 0,5 кг/см2 за 15 мин.

Рулевое управление:

  • люфт в рулевом управлении более 25 градусов;
  • не затянуты, не зафиксированы резьбовые соединения;
  • неисправен гидроусилитель рулевого управления.

Внешние световые приборы:

  • нарушена регулировка фар;
  • не работают, загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
  • отсутствуют рассеиватели;
  • не работает стеклоочиститель.

Шины:

  • остаточная глубина рисунка протектора менее 1,0 мм;
  • шины имеют разрывы, порезы, расслоение каркаса, отслоение протектора;
  • установлены на одну ось шины с разным рисунком протектора или разной модели.

Двигатель:

  • содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом;
  • нарушена герметичность системы питания;
  • неисправна система выпуска отработавших газов.

Прочие элементы:

  • отсутствует зеркало заднего вида;
  • не работает звуковой сигнал;
  • нанесены покрытия или установлены предметы, ухудшающие обзорность с места водителя;
  • не работают замки дверей, кузова, кабины, запоры горловины цистерны и пробки топливного бака, механизм регулировки сиденья водителя, устройства обдува и обогрева стекол, спидометр;
  • имеются повреждения деталей кузова и окраска;
  • отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики, на автомобиле свыше 3,5 т противооткатные упоры.

2.7. Водитель имеет право выезжать на линию только после прохождения предрейсового медосмотра с записью об этом в путевой лист.

2.8. Руководитель не имеет права принуждать, а водитель выезжать на машине, если ее состояние не отвечает Правилам технической эксплуатации и требованиям ГИБДД, а также не имеет права направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного КЗОТ.

Перед направлением в рейс водителя по зимним дорогам руководитель должен проинформировать его об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций и т. п., а также помещений по всему пути следования.

2.9. Перед началом движения убедиться, что движение будет безопасное и не создаст помех другим участникам движения, подать предупредительный сигнал световыми указателями поворота, а если они отсутствуют или неисправны — рукой.

2.10. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключателя передач поставлен в нейтральное положение.

Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, предварительно необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.

2.11. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

  • неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;
  • несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;
  • отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

2.12. Знать:

  • места расположения медаптечки, телефона, средств пожаротушения;
  • номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;
  • пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае аварии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

3. Требования безопасности во время работ

3.1. Работать только на том автомобиле, который закреплен за водителем приказом по предприятию, выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопасными приемами, осторожно, внимательно.

Водитель обязан пользоваться, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно их применять, своевременно ставить в известность руководителя работ о необходимости химчистки, стирки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуальной защиты.

3.2. При движении на линии необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.2.1. При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем, а держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной стороны.

Быть предельно внимательным при въезде и выезде из ворот предприятия.

При движении задним ходом, в местах с ограниченной видимостью — подать звуковой сигнал во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

3.2.2. Пуск двигателя производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается в исключительных случаях.

3.2.3. Быть предельно внимательным при движении по улицам и дорогам, выполнять Правила дорожного движения, быть внимательным к дорожным знакам, дорожной разметке, сигналам светофора и регулировщика.

Не допускается превышать установленных ограничений скорости движения. Следует учитывать интенсивность транспортного потока и пешеходов, состояние проезжей части, техническое состояние автомобиля и метеорологические условия.

3.2.4. В жилых зонах запрещаются движение со скоростью более 20 км/ч, сквозное движение, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и разметкой мест; при выезде из жилой зоны необходимо уступать дорогу другим участникам движения.

3.2.5. Вне населенных пунктов скорость движения не должна превышать на автомагистралях 90 км/ч для автомобилей полной массы более 3,5 т, в населенных пунктах — не более 60 км/ч.

Запрещается превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой автомобиля, создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью, резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

3.2.6. В населенных пунктах можно использовать наиболее удобную полосу движения. Менять полосу разрешается только перед поворотом налево или направо, разворотом, обгоном или остановкой. Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, и только для поворота налево и разворота.

3.2.7. Обгон является самым опасным видом маневров. Обгон есть опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Обгон запрещен:

  • на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними;
  • на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • транспортного средства, производящего обгон или объезд;
  • в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться, что:

  • полоса движения, на которую намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром не создастся помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
  • следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроени налево;
  • по завершении обгона можно, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.

3.2.8. Меры безопасности при проезде перекрестков:

  • при повороте направо или налево следует уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую осуществляется поворот;
  • запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор;
  • перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и в этом случае следует руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и знаками приоритета на них;
  • на регулируемых перекрестках при повороте направо или развороте по зеленому сигналу светофора следует уступать дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, следует уступать дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

3.2.9. Оставляя автомобиль на длительное время, необходимо принять меры предосторожности, исключающие его самопроизвольное движение или угон: включить пониженную передачу, подложить под колеса упоры, поднять дверные стекла, запереть форточки и двери, включить противоугонное устройство, не оставлять ключ в замке зажигания.

3.2.10. При остановке автомобиля водитель, покидая его, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения — выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

3.2.11. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

3.2.12. Открывать двери стоящего автомобиля следует, только убедившись в безопасности для других участников движения. Это требование вызвано высокой плотностью потока транспортных средств.

3.2.13. Чтобы не мешать движению транспорта, остановка и стоянка автомобилей должны выполняться с правой стороны дороги как можно правее на обочине, а при ее отсутствии — по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Разрешается остановка на левой стороне дороги в населенных пунктах:

  • на дорогах с односторонним движением;
  • на дорогах, не имеющих трамвайных путей посередине, с одной полосой для движения в каждом направлении.

3.2.14. Включить аварийную сигнализацию при:

  • дорожно-транспортном происшествии;
  • вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • ослеплении водителя светом фар;
  • буксировке (на буксируемом транспортном средстве);
  • остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог при неисправных габаритных огнях.

После включения аварийной световой сигнализации, а также в случае ее отсутствия или неисправности незамедлительно установить знак аварийной остановки при дорожнотранспортном происшествии, при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное сред ство не может быть своевременно замечено другими водителями. Это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

3.2.15. Осуществлять буксировку следует на жесткой или гибкой сцепке только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4–6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

Запрещается буксировка:

  • транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
  • двух транспортных средств и более;
  • транспортных средств с недействующей тормозной системой, если фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  • в гололедицу на гибкой сцепке.

3.2.16. В темное время суток на неосвещенных участках дороги необходимо пользоваться ближним или дальним светом фар, на освещенных улицах включить ближний свет или габаритные фонари.

При ослеплении включить аварийную световую сигнализацию, и, не меняя полосы движения, убавить скорость и остановиться.

3.2.17. При пересечении железнодорожных путей пользоваться только установленными переездами, не ставить автомобиль на железнодорожные пути, снижать скорость при приближении к железнодорожному переезду.

3.2.18. Нельзя перевозить в кабине пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

3.2.19. Периодически проверять и принимать меры к удалению камней и других предметов, застрявших между сдвоенными шинами колес.

3.2.20. Следует прекратить движение, если в пути отказала рабочая тормозная система или рулевое управление, в темное время суток при движении на неосвещенных дорогах на автомобиле не горят фары и задние габаритные фонари, а во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель.

3.2.21. Водитель обязан предоставлять автомобиль:

  • сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  • медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

3.2.22. Водителю запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление автомобилем лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;
  • пересекать организованные (в том числе и пешиколонны и занимать место в них.

3.2.23. Перед дальним рейсом необходимо изучить особенности маршрута, наметить места отдыха, в период неустойчивой погоды (гололед, туман, снегопад) быть особенно внимательным.

Почувствовав сонливость, следует немедленно остановиться, уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражнения.

При остановке на отдых вне населенных пунктов запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе.

3.2.24. Наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля, правильностью работы всех механизмов и систем.

3.2.25. Правильно производить торможение автомобиля с учетом состояния дорожного покрытия, не допуская блокировки колес.

3.2.26. Правильно выбирать скорость движения на криволинейных участках. Снижать скорость перед закруглениями малого радиуса. Не тормозить на самом повороте (с вывернутыми колесами) во избежание заноса и опрокидывания.

3.2.27. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей и каких-либо препятствий.

3.2.28. Нельзя выключать двигатель, передачу и сцепление на крутых спусках, допускать движения накатом на обледенелой дороге — на таких участках наиболее эффективно торможение двигателем.

3.2.29. На скользкой дороге начинать движение следует на II–III передаче при малой частоте вращения коленвала, а также включать сцепление, поворачивать рулевое колесо, изменять число оборотов плавно, тормозить, не включая сцепления.

При движении на повороте нельзя увеличивать обороты, тормозить. аптечкой (сумкой с комплектом медикаментов и превязочных средств).

Обледенелые подъемы и спуски преодолевать следует на низших передачах, используя разгон.

3.2.30. При появлении неисправности, угрожающей безопасности движения, принять меры к устранению повреждений или вызвать техпомощь и следовать к месту ремонта с соблюдением мер предосторожности.

3.2.31. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведении ремонта выставить на расстоянии 15–30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

3.2.32. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.

3.2.33. При отсутствии населенных пунктов на пути следования (на постоянных маршрутах протяженностью более 200 км) руководитель предприятия должен обеспечить водителям отдых в отапливаемом помещении.

Помещение для отдыха водителей должно быть оборудовано умывальником питьевого водоснабжения, кипятильником (типа «титан»), туалетом, аптечкой (сумкой с комплектом медикаментов и превязочных средств).

3.2.34. Меры безопасности при работе на Крайнем Севере:

а) при работе в зимнее время запрещается:

  • выпускать в рейс автомобили, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;
  • прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструмента руками без рукавиц;
  • подогревать двигатель открытым огнем;
  • перевозить пассажиров, грузчиков и лиц, сопровождающих грузы, в открытом кузове;

б) зимой водитель, занятый на наружных работах, дополнительно к теплой одежде должен пользоваться обогревающим комплектом типа «Пингвин»;

в) движение по снежным дорогам разрешается только по проложенным трассам, обставленными вехами и указателями.

Движение в пургу запрещается. Если это явление застигло автомобиль в пути, движение прекратить.

3.2.35. Меры безопасности при движении по ледовой дороге:

а) при вынужденной остановке транспортных средств объезд их допускается только с разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги.

Неисправные транспортные средства должны быть отбуксированы с ледовой дороги на длинном тросе;

б) при движении по льду дверцы кабины водителя должны быть приоткрыты.

При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя);

в) в случае обнаружения трещин на ледовой дороге немедленно сообщить об этом работникам дороги и администрации своего предприятия;

г) на ледовой дороге запрещается:

  • заправлять автомобили топливом и смазочными материалами во избежание ее разрушения;
  • сливать горячую воду из системы охлаждения на лед, при необходимости воду слить в ведра, которые отнести за пределы очищенной от снега полосы и вылить рассеивающей струей по снежному покрову;
  • стоянка транспортных средств на ледовой дороге;
  • менять самовольно маршрут движения.

3.2.36. В условиях бездорожья единичное транспортное средство не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

3.2.37. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных условиях необходимо:

  • во время сильного снегопада сбавить скорость и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
  • не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;
  • трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;
  • при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом.

3.3. При перевозке грузов необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.3.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

3.3.2. Перед началом и во время движения проконтролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

3.3.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость автомобиля;
  • не закрывает внешние световые приборы, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит и не загрязняет дорогу и окружающую среду.

3.3.4. При обнаружении нарушений, перечисленных в пункте 3.3.3 настоящей инструкции правил перевозки, принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

3.3.5. Груз, выступающий за габариты автомобиля спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади фонарем или световозвращателем красного цвета.

3.3.6. Перевозку тяжеловесных и опасных грузов, необезвреженной тары, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают по ширине 2,5 м, по высоте 4 м от поверхности дороги, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо с грузом, выступающим за заднюю точку габарита автомобиля более чем на 2 м, необходимо производить в соответствии с инструкцией № 21.

Кроме того, при перевозке опасных грузов следует проверить наличие защитных средств и средств тушения пожара.

3.3.7. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны увязываться канатами, веревками. Запрещается пользоваться при этом металлическим канатом и проволокой.

3.3.8. Ящичный, бочковый груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при торможении, трогании с места, на поворотах, он не мог перемещаться по полу кузова; при наличии промежутков должны быть уложены распорки.

3.3.9. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробкой вверх, между рядами прокладываются досками, крайние ряды подклиниваются. Стеклянная тара с жидкостью устанавливается стоя, погрузка лежа запрещается; не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре в два ряда без прочных прокладок. Грузы в мешках укладываются штабелями вперевязку. Пылящие грузы и зерно перевозить только в уплотненных кузовах.

3.3.10. Не разрешается грузить горячие грузы в деревянные кузова.

3.3.11. При перевозке баллонов со сжатым газом вентили баллонов должны быть закрыты металлическими колпаками. Баллоны перевозить на стеллажах с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком, с запорными приспособлениями, предохраняющими баллон от тряски и ударов. В летнее время баллоны должны укрываться материалом, защищающим от лучей солнца. Нельзя перевозить ацетиленовые баллоны вместе с кислородными. При перевозке жидкого кислорода выпускную трубу оборудуют искроуловителем.

3.3.12. При погрузке и разгрузке машины грузоподъемными механизмами не следует находиться в кабине автомобиля и производить его обслуживание.

3.4. При возникновении неисправности в пути необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.4.1. Для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправностей в пути следует работать только в рукавицах.

3.4.2. Ремонтируя автомобиль на линии, следует принимать все меры предосторожности: съехать на обочину, включить задний свет, затормозить автомобиль ручным тормозом, включить первую передачу, подло жить под колеса деревянные башмаки

3.4.3. Запрещается работать, лежа на земле, без лежака и утепленного мата.

3.4.4. При ремонте автомобиля на линии необходимо соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта в гараже; при работе под автомобилем, стоящим на обочине, нельзя находиться на проезжей части; нельзя допускать к ремонту лиц, не имеющих на это право (пассажиров, грузчиков).

3.4.5. Не разрешается работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости; в случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль, включить низшую передачу, подложить надежные прокладки под колеса, убрать ключ из замка зажигания, кабину закрыть.

3.4.6. При подъеме и установке автомобиля на домкрат автомобиль следует устанавливать только на твердый грунт; в случае необходимости установки домкрата на рыхлой почве под домкрат должны быть подложены специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

3.4.7. При снятии колес следует установить раму автомобиля на специальные металлические подставки, не используя для этой цели кирпичи, обрезки и другие случайные предметы, под колеса подложить клинья.

3.4.8. Запрещается работать и находиться под автомобилем, если он стоит на домкрате без страхующих подставок, а также при работающем двигателе.

3.4.9. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него следует только со стороны, противоположной проезду.

3.4.10. Работая под автомобилем, размещаться следует между колесами вдоль машины.

3.4.11. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая необходимо снять с него приводной ремень.

3.5. При заправке автомобиля антифризом необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.5.1. Перед заправкой системы охлаждения антифризом необходимо проверить на отсутствие течи шлангов, радиатора, сальников водяных насосов и т. п.; если течь есть — устранить ее, промыть систему охлаждения чистой горячей водой.

3.5.2. Заправку системы охлаждения следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачка). Заправочная посуда должна быть очищена и промыта и иметь надпись «Только для антифриза».

3.5.3. При заправке необходимо предохранять антифриз от попадания в него нефтепродуктов, так как они во время работы двигателя приводят к вспениванию антифриза.

3.5.4. Заливать антифриз следует не до горловины радиатора, а на 6 % менее объема системы охлаждения, потому что во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к вытеканию его вследствие переполнения системы охлаждения.

3.5.5. После заправки автомобиля антифризом тщательно вымыть руки водой с мылом. При случайном заглатывании антифриза пострадавший должен быть немедленно отправлен в лечебное учреждение.

3.6. При мойке автомобиля необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.6.1. Мойка производится на специально отведенных местах, в зоне, изолированной от открытых токоведущих частей и электрооборудования, находящегося под напряжением.

3.6.2. Запрещается производить мойку деталей бензином и другими легковоспламеняющими жидкостями.

3.7. При движении по территориям предприятия необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.7.1. Соблюдать установленные правила и знаки дорожного движения.

3.7.2. Скорость движения по территории — не более 20 км/ч, в производственных помещениях — не более 5 км/ч.

3.8. На заправочном пункте запрещается:

  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • производить ремонтные и регулировочные работы;
  • заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
  • допускать перелив топлива.

При заправке автомобиля топливом заправочные пистолеты следует брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность, не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.9. При техническом обслуживании (то) и ремонте автомобиля на специально отведенных местах (постах) необходимо знать и выполнять следующие меры безопасности: 3.9.1. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей необходимо проводить в отапливаемых помещениях.

При проведении этих работ в неотапливаемых помещениях либо на открытом воздухе, если они проводятся лежа под автомобилем или стоя на коленях, необходимо применять утепленные маты.

Места, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобиля, должны быть оснащены необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем.

3.9.2. Автомобиль перед началом технического обслуживания или ремонта должен быть вымыт, очищен от грязи и снега. Постановку автомобиля на пост ТО и ремонта производить под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

3.9.3. После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть вывешена табличка: «Двигатель не пускать — работают люди!». При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

3.9.4. Пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначенному приказом и прошедшему инструктаж.

3.9.5. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

3.9.6. При подъеме части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем поднять автомобиль, подставить под поднятую часть козелки и опустить на них автомобиль.

3.9.7. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой.

3.9.8. Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой более 15 кг (для женщин 10 кг и более) необходимо пользоваться подъемно-транспортным механизмом, обо рудованным специальным приспособлением (захватом).

3.9.9. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

3.9.10. Ремонтировать топливный бак можно только после полного удаления их остатков и обезвреживания.

3.9.11. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

3.9.12. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т. п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании работы удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

3.9.13. Запрещается:

  • работать лежа на полу (земл без лежака;
  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, поднятом только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. п.), кроме стационарных;
  • подкладывать под поднятый автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем поднятия кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
  • проводить ТО и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
  • поднимать (вывешиватавтомобиль за буксирные приспособления (крюкпутем захвата за них тросами, цепью или крюком;
  • поднимать (даже кратковременн грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправным инструментом и приспособлениями;
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
  • сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

3.9.14. Запрещается в зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей:

  • протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителем и т. п.);
  • хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в количестве более сменной потребности;
  • заправлять автомобиль топливом;
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

4. Требования безопасности по окончании работ

4.1. Вымыть транспортное средство от загрязнения, поставить его на место стоянки, затормозить ручным тормозом, под колеса подложить баш маки.

При стоянке машины в закрытом боксе запрещается включать двигатель.

В выхлопных газах работающего двигателя содержится окись углерода (угарный газ), повышенное содержание которого приводит к отравлению, при котором возможен и смертельный исход.

Окись углерода (СО) не имеет запаха и цвета, поэтому его присутствие невозможно ощутить в воздухе. Отравление происходит вследствие способности угарного газа (СО) проникать в кровь и разрушать ее.

4.2. Проверить внешним осмотром исправность внешних световых приборов, герметичность систем, надежность замков дверей, капота и т. д.

4.3. Сдать путевой лист в установленном порядке, сообщить о замеченных недостатках в работе автомобиля руководителю работ.

4.4. Снять спецодежду, повесить в шкаф, другие средства индивидуальной защиты убрать в отведенное для них место.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ, если возможно.

Язык статьи:
Действия с выбранными: