По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:614.253.8

Особенности эффективного взаимодействия медицинской сестры с пациентом

Мензул Е.В. заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики кандидат психологических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89, Е-mail:lenamenzul@rambler.ru
Техтелева Н.В. доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат психологических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89

В статье обсуждаются вопросы оптимизации общения медицинской сестры с больными и родственниками, анализируются психологические особенности, влияющие на качество общения.

Литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — Спб.: Питер, 2013. — С. 34–35.

2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности / Ж.М. Глозман. — М.: Академия, 2002. — С. 24–31.

3. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 63 с.

4. Митупов М.Б. Профессиональное общение медицинских работников среднего звена / М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — Вып. 2 (72). — Иркутск: ФГБ НУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», 2010. — 139 с.

5. Пендлтон Д. Врач и больной: искусство общения / Д. Пендлтон, Т. Скоуфилд, П. Тейт и др. — М.: Практика, 2005. — 150 с

Умения, навыки и практический опыт медицинского работника, в том числе фельдшера, акушерки и медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют ему успешно справляться со своими профессиональными обязанностями. Однако работа с больным заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента. Особое значение для медицинских работников имеет изучение психологических закономерностей, позволяющих правильно строить взаимоотношения с больными и их родственниками.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом общения. Одна из главных функций общения — организация совместной деятельности. Но общение невозможно без проявления отношения его участников друг к другу. От характера отношений между партнерами: содействия или противодействия, согласия или несогласия — зависит степень взаимопонимания, а следовательно, и эффективность совместной деятельности.

Ломов Б.Ф. писал, что общение — это «… форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними…» [3]

Взаимопонимание в общении и совместной деятельности зависит не только от способности каждого участника общения адекватно определять те психологические особенности партнера, которые характеризуют его как личность и могут помочь в разных ситуациях, но и возможности определить, как эти особенности преломляются в позиции партнера. Умение понимать партнера по общению зависит от многих факторов, в том числе и от предшествующего опыта [3].

Общение пронизывает всю профессиональную деятельность медицинских сестер. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Не следует думать, что в таком взаимодействии заинтересован лишь пациент. Медицинский работник стремится оказать помощь больному, ведь эта деятельность является его профессией, а значит, у него есть собственные мотивы и интересы для взаимодействия с пациентом. Кроме того, медперсоналу принадлежит важная регулирующая роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Для Цитирования:
Мензул Е.В., Техтелева Н.В., Особенности эффективного взаимодействия медицинской сестры с пациентом. Медсестра. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: