Умения, навыки и практический опыт медицинского работника, в том числе фельдшера, акушерки и медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют ему успешно справляться со своими профессиональными обязанностями. Однако работа с больным заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента. Особое значение для медицинских работников имеет изучение психологических закономерностей, позволяющих правильно строить взаимоотношения с больными и их родственниками.
Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом общения. Одна из главных функций общения — организация совместной деятельности. Но общение невозможно без проявления отношения его участников друг к другу. От характера отношений между партнерами: содействия или противодействия, согласия или несогласия — зависит степень взаимопонимания, а следовательно, и эффективность совместной деятельности.
Ломов Б.Ф. писал, что общение — это «… форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними…» [3]
Взаимопонимание в общении и совместной деятельности зависит не только от способности каждого участника общения адекватно определять те психологические особенности партнера, которые характеризуют его как личность и могут помочь в разных ситуациях, но и возможности определить, как эти особенности преломляются в позиции партнера. Умение понимать партнера по общению зависит от многих факторов, в том числе и от предшествующего опыта [3].
Общение пронизывает всю профессиональную деятельность медицинских сестер. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Не следует думать, что в таком взаимодействии заинтересован лишь пациент. Медицинский работник стремится оказать помощь больному, ведь эта деятельность является его профессией, а значит, у него есть собственные мотивы и интересы для взаимодействия с пациентом. Кроме того, медперсоналу принадлежит важная регулирующая роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.