Буквально с первых творческих шагов Шуман осознавал свою индивидуальную художественную манеру. В своем творчестве Роберт Шуман, безусловно, явился фигурой дуалистичного склада, и, возможно, это обуславливается не только сложной структурой духовного мира художника, но и неповторимым авторским стилем — с характерными индивидуальными чертами, с типическим выражением своей эпохи, с воплощением конкретных идеалов этого времени как в повседневной жизни, так и в искусстве. Принимая во внимание столь сложный психотип художника, можно говорить о таком же контрастном и ярком мире музыкальных образов в музыке Шумана [2, с. 68].
Шуман является достаточно характерным автором для эпохи романтизма. Этот вывод можно сделать исходя из того, что часто в своей музыке он брал за основу некоторые примеры народной песенности, а также простые задушевные напевы, звучащие в городской среде того времени. Автор не мог ограничиться использованием в своей музыке народно-фольклорных тем, но также в полной мере использовал современные ему примеры жанров и тенденций в музыкальном искусстве того времени. В своем творчестве он в полной мере раскрывал особенности таких жанров, как концерты, вокальные произведения, симфонические произведения, камерная музыка, произведения для фортепиано.
Композитор Роберт Шуман привнес множество новых образов и мотивов в музыкальное искусство, они возникли в процессе его творческих исканий. Можно говорить о том, что композитор является одним из самых выдающихся авторов романтической эпохи наряду с Берлиозом, Листом и Вагнером. Однако, безусловно, Шумана можно считать гениальным лириком, так как только он придал огромное значение воплощению в музыке эмоционально-психологических констант, которые воплощаются в его музыке благодаря широкому спектру агогических и мелодически-ритмических фигур.
Циклические формы в музыке — музыкальные формы, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. Цикл из пяти пьес «Венский карнавал» — программный. Программность — характерная черта романтической эпохи. Тенденция к программности вызвана стремлением композиторов-романтиков непосредственно выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими искусствами, литературой, живописью. Сложность отражаемых явлений, новизна выразительных средств и форм — все это требовало какого-то дополнительного «ключа», то есть авторских указаний, которые направляли бы внимание и помогли правильно осознать смысл произведения. Различные композиторы по-разному воплощали эту общую тенденцию. Берлиоз, например, сам писал для своих симфоний развернутую программу, наподобие оперного либретто. У Листа произведения, навеянные образами мировой литературы, принимали их же названия. Например, «Фауст-симфония», «Сонеты Петрарки». Шопен ограничивался определением жанра: ноктюрн, баллада, полонез, мазурка. Шуман уточнял смысл произведения при помощи характерного для данной пьесы названия, указывающего на конкретное содержание, или выражал в заголовке общую поэтическую идею, замысел, настроение произведения. Таковы, например, названия «Порыв», «Вечер», «Отчего?» из цикла «Фантастические пьесы», а также «Венский карнавал». Шуман применяет программность по-разному. В «Венском карнавале» он ограничивается одним общим названием для всего цикла миниатюр.