Депрессия среди студентов высших учебных заведений представляет собой значимую медико-социальную проблему, актуальность которой возрастает в контексте глобализации и интернационализации образования. Иностранные студенты сталкиваются с разнообразными адаптационными трудностями, что увеличивает риск развития аффективных расстройств [1–4]. Изучение этнокультурных особенностей депрессивных проявлений является важным условием для разработки дифференцированных программ психологической поддержки и профилактических мероприятий в университетской среде [3].
Несмотря на признание важности проблемы депрессии среди студентов, остаются недостаточно изученными механизмы ее формирования в зависимости от этнической принадлежности и связанных с ней социокультурных факторов. Недостаток данных о взаимосвязи психического здоровья и этнокультурных особенностей студентов затрудняет разработку эффективных программ психопрофилактики и адаптации иностранных студентов в образовательных учреждениях [5–7].
Настоящее исследование направлено на выявление и анализ различий в факторах, влияющих на развитие депрессивной симптоматики у студентов из России и иностранных студентов, а также на сравнительный анализ двух подгрупп иностранных студентов — студентов из стран Ближнего Востока и студентов из стран Африки. Такой подход позволит более точно определить специфику психоэмоциональных и адаптационных трудностей, с которыми сталкиваются различные группы студентов, и разработать целевые программы психологической поддержки.
В исследовании приняли участие 201 студент Медицинского института РУДН (58 % женщин, 42 % мужчин; средний возраст 21,4 года). Участники были разделены на две основные группы: граждане России (n = 100) и иностранные студенты (n = 101). Группа иностранных студентов дополнительно подразделялась на две подгруппы в зависимости от региона происхождения: 51 студент из стран Ближнего Востока (Иран, Сирия, Ливан) и 50 студентов из стран Африки (Сьерра-Леоне, Алжир, Нигерия, Замбия).