По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89–159.96 DOI:10.33920/med-01-2504-10

Особенности депрессивной симптоматики у студентов — медиков разных этнических групп

Марина Станиславовна Артемьева доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: artemyeva-ms@pfur.ru, ORCID ID: 0000‑0002‑8713‑1438
Алёна Дмитриевна Шадрикова ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский Университет Дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: shadrikova-ad@pfur.ru, ORCID ID: 0009‑0002‑0582‑3068
Анастасия Геннадьевна Лазукова старший преподаватель кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: lazukova_ag@pfur.ru, ORCID ID: 0000‑0002‑5070‑6680
Владимир Павлович Соколов ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: sokolov-vp@pfur.ru, ORCID ID: 0000‑0002‑7215‑4987
Иван Евгеньевич Данилин кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: danilin_ie@pfur.ru, ORCID ID: 0000‑0003‑2301‑4635
Роман Александрович Сулейманов кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: suleymanov-ra@pfur.ru, ORCID: 0000‑0001‑8900‑948X
Наталья Олеговна Данилина аспирант кафедры госпитальной терапии с курсом эндокринологии, гематологии и клинической лабораторной диагностики, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: colchicum1@gmail.com, ORCID ID: 0000‑0001‑9738‑0668

Данное исследование является выявление различий в факторах, влияющих на развитие депрессии у российских и иностранных студентов, а также сравнение особенностей симптоматики и адаптационных трудностей между подгруппами иностранных студентов из стран Ближнего Востока и Африки. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 201 студент Медицинского института РУДН, разделенные на группы российских (n = 100) и иностранных студентов (n = 101), последние подразделялись на подгруппы студентов из стран Ближнего Востока и Африки. Использовались методики: опросник депрессии Бека (BDI), шкала неблагоприятного детского опыта (ACE), шкала психологического стресса (PSM-25), опросник способов совладания (WCQ). Для анализа данных применялся дисперсионный и регрессионный анализ с последующим попарным сравнением групп. Результаты. Иностранные студенты демонстрировали более высокие показатели депрессии (p = 0,04). Предикторами депрессивной симптоматики являлись уровень психологического стресса (p < 0,001), негативный детский опыт (p < 0,001) и иностранное гражданство (p = 0,04). Выявлены различия между подгруппами иностранных студентов в симптоматике: нарушения сна, апатия и головные боли чаще встречались у студентов из стран Ближнего Востока, хроническая усталость — у африканских студентов. Выводы: результаты свидетельствуют о значимости этнокультурного фактора в формировании депрессии и подчеркивают необходимость специализированной психологической поддержки.

Литература:

1. Depression in Medical Students Research Group, Zatt W. B., Lo K. et al. Pooled prevalence of depressive symptoms among medical students: an individual participant data meta-analysis // BMC Psychiatry. 2023. Vol. 23. P. 251. DOI: 10.1186/ s12888‑023‑04745‑5

2. Руженкова В. В. Образовательный стресс как фактор риска формирования аддиктивного поведения, настороженности и депрессивных расстройств у иностранных студентов-медиков // Результаты исследований. Медицина и фармация. 2018. Т. 4, № 2. С. 55–68. DOI: 10.18413/2313‑8955‑2018‑4‑2‑0‑6

3. Lim R. F. (Ed.). Clinical manual of cultural psychiatry. 2nd ed. Arlington: American Psychiatric Publishing, 2015. 408 p.

4. Ruzhenkova V. Educational stress as a factor of the risk of formation of addictive behavior, alert and depressive disorders in foreign medical students // Research Result Medicine and Pharmacy. 2018. Vol. 4. P. 55–68. DOI: 10.18413/2313‑8955‑2018‑4‑2‑0‑6

5. Bete, T., Misgana, T., Nigussie, K., Aliye, K., Abdeta, T., Wedaje, D., Hunduma, G., Assefa, A., Tesfaye, D., Asfaw, H., Amano, A., Tariku, M., Dereje, J., Ali, T., Mohammed, F., Demissie, M., Mohammed, A., Hayru, N., Assefa, B., Wilfong, T., … Alemu, D. (2024). Depressive disorder, bipolar disorder, and associated factors among adults, in the Eastern part of Ethiopia. BMC psychiatry, 24 (1), 17. https://doi.org/10.1186/s12888‑023‑05466‑5.

6. Dhanoa, S., Oluwasina, F., Shalaby, R., Kim, E., Agyapong, B., Hrabok, M., Eboreime, E., Kravtsenyuk, M., Yang, A., Nwachukwu, I., Moreau, C., Abba-Aji, A., Li, D., & Agyapong, V. I. O. (2022). Prevalence and Correlates of Likely Major Depressive Disorder among Medical Students in Alberta, Canada. International journal of environmental research and public health, 19 (18), 11496. https://doi.org/10.3390/ijerph191811496

7. Fernandes, M. D. S. V., Mendonça, C. R., da Silva, T. M. V., Noll, P. R. E. S., de Abreu, L. C., & Noll, M. (2023). Relationship between depression and quality of life among students: a systematic review and meta-analysis. Scientific reports, 13 (1), 6715. https://doi.org/10.1038/s41598‑023‑33584‑3

8. Morales-Suárez-Varela, M., Amezcua-Prieto, C., Llopis-Gonzalez, A., Ayan Perez, C., Mateos-Campos, R., Hernández-Segura, N., Ortiz-Moncada, R., Almaraz, A., Alguacil, J., Delgado Rodríguez, M., Blázquez Abellán, G., Alonso-Molero, J., MartínezRuiz, V., Santana-Garcia, I., Cancela, J. M., Valero Juan, L. F., Martín-Peláez, S., Fernández-Villa, T., & Grupo de Investigación UniHcos (2023). Prevalence of Depression and Fish Consumption among First Year Spanish University Students: UniHcos Project. Nutrients, 15 (12), 2757. https://doi.org/10.3390/nu15122757

9. Hao, L., Mat Ludin, A. F., Ahmad, M., Meng, X., & Zhong Lei, H. (2024). The prevalence and its associated factors of psychological stress among middle school students in China: pooled evidence from a systematic scoping review. Frontiers in public health, 12, 1358210. https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1358210

10. Cao, R., Lai, J., Fu, X., Qiu, P., Chen, J., & Liu, W. (2023). Association between psychological stress, anxiety and oral health status among college students during the Omicron wave: a cross-sectional study. BMC oral health, 23 (1), 470. https:// doi.org/10.1186/s12903‑023‑03151‑3

11. Wang, H., Jia, R., Zhang, M., & Fan, W. (2024). The influence of stress on mental health among Chinese college students: The moderating role of psychological suzhi. Heliyon, 10 (5), e26699. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e26699

12. Satinsky, E. N., Kakuhikire, B., Baguma, C., Rasmussen, J. D., Ashaba, S., Cooper-Vince, C. E., Perkins, J. M., Kiconco, A., Namara, E. B., Bangsberg, D. R., & Tsai, A. C. (2021). Adverse childhood experiences, adult depression, and suicidal ideation in rural Uganda: A cross-sectional, population-based study. PLoS medicine, 18 (5), e1003642. https://doi.org/10.1371/ journal.pmed.1003642

1. Depression in a research group of medical students, Zatt U. B., Lo K. et al. The general prevalence of depressive disorders among medical students: a meta-analysis of data from individual participants // BMC Psychiatry. 2023. Volume 23. p. 251. DOI: 10.1186/s12888‑023‑04745‑5

2. Ruzhenkova V. V. Educational stress as a risk factor for the formation of addictive behavior, alertness and depressive disorders in foreign medical students // Research results. Medicine and pharmacy. 2018. Vol. 4, No. 2. pp. 55-68. DOI: 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6

3. Lim R. F. (ed.). Clinical guidelines for cultural psychiatry. 2nd ed. Arlington: American Psychiatric Publishing House, 2015. 408 p.

4. Ruzhenkova V.V. Editor-in-chief of the Government Analytics magazine, state and municipal employee of foreign citizens.x medical students // Research results in medicine and pharmacy. 2018. Volume 4. pp. 55-68. DOI: 10.18413/2313-89552018-4-2-0-6

5. Bethe, T., Misgana, T., Nigussi, K., Alia, K., Abdeta, T., Vedaje, D., Hunduma, G., Assefa, A., Tesfaye, D., Asfo, H., Amano, A., Tariku, M., Dereje, J., Ali, T., Mohammed, F., Demissi M., Mohammed A., Khairu N., Assefa B., Wilfong T., ... Alemu D. (2024). Depressive disorder, bipolar disorder and related factors among adults in Eastern Ethiopia. BMC Psychiatry, 24 (1), 17. https://doi.org/10.1186/s12888-023-05466-5 .

6. Dhanoa, S., Oluwasina, F., Shalabi, R., Kim, E., Agyapong, B., Grabok, M., Eboreime, E., Kravtsenyuk, M., Yang, A., Nwachukwu, I., Moro, S., Abba-Aji, A., Lee, D. and Agyapong, V. Input commissioned (2022). Prevalence and correlations of probable major depressive disorders among medical students in Alberta, Canada. International Journal of Scientific Research and Public Health, 19 (18), 11496. https://doi.org/10.3390/ijerph191811496

7. Fernandez, M. D. S. V., Mendonsa, K. R., da Silva, T. M. V., Noll, P. R. E. S., de Abreu, L. K., and Noll, M. (2023). The relationship between depression and student quality of life: a systematic review and meta-analysis. Scientific Reports, 13 (1), 6715. https://doi.org/10.1038/s41598-023-33584-3

8. Morales-Suarez-Varela M., Amesqua-Prieto K., Llopis-Gonzalez A., Ayan Perez K., Mateos-Campos R., Hernandez-Segura N., Ortiz-Moncada R., Almaras A., Alguacil H., Delgado Rodriguez M., Blazquez Abellan., G., Alonso-Molero, H., Martinez-Ruiz, V., Santana-Garcia, I., Cancela, H. M., Valero Juan, L. F., Martin-Pelaez, S., Fernandez-Villa, T., and the Unionist Investigations Group (2023). Dissemination of information and use of fish among first-year students of Spanish universities: the UniHcos project. Nutrients, 15 (12), 2757. https://doi.org/10.3390/nu15122757

9. Hao L., Matyudin A. F., Ahmad M., Meng H. and Zhong Lei H. (2024). The prevalence of psychological stress and related factors among secondary school students in China: generalized data from a systematic review study. Frontiers of Public Health, 12, 1358210. https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1358210

10. Cao R., Lai J., Fu H., Qiu P., Chen J., and Liu W. (2023). The relationship between psychological stress, anxiety, and oral health in college students during the Omicron wave: a cross-sectional study. BMC oral health, 23 (1), 470. https://doi.org/10.1186/ s12903-023-03151-3

11. Wang H., Jia R., Zhang M., and Fan W. (2024). The impact of stress on the mental health of Chinese college students: The deterrent role of psychological care. Gehlen, 10 (5), e26699. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e26699

12. Satinsky E. N., Kakuhikire B., Baguma S., Rasmussen J. D., Ashaba S., Cooper-Vince K. E., Perkins J. M., Kikonko A., Namara E. B., Bangsberg D. R. and Tsai A. S. (2021). Adverse childhood experiences, adult depression, and suicidal thoughts in rural Uganda: a cross-population study. PLoS medicine, 18 (5), e1003642. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1003642

Депрессия среди студентов высших учебных заведений представляет собой значимую медико-социальную проблему, актуальность которой возрастает в контексте глобализации и интернационализации образования. Иностранные студенты сталкиваются с разнообразными адаптационными трудностями, что увеличивает риск развития аффективных расстройств [1–4]. Изучение этнокультурных особенностей депрессивных проявлений является важным условием для разработки дифференцированных программ психологической поддержки и профилактических мероприятий в университетской среде [3].

Несмотря на признание важности проблемы депрессии среди студентов, остаются недостаточно изученными механизмы ее формирования в зависимости от этнической принадлежности и связанных с ней социокультурных факторов. Недостаток данных о взаимосвязи психического здоровья и этнокультурных особенностей студентов затрудняет разработку эффективных программ психопрофилактики и адаптации иностранных студентов в образовательных учреждениях [5–7].

Настоящее исследование направлено на выявление и анализ различий в факторах, влияющих на развитие депрессивной симптоматики у студентов из России и иностранных студентов, а также на сравнительный анализ двух подгрупп иностранных студентов — студентов из стран Ближнего Востока и студентов из стран Африки. Такой подход позволит более точно определить специфику психоэмоциональных и адаптационных трудностей, с которыми сталкиваются различные группы студентов, и разработать целевые программы психологической поддержки.

В исследовании приняли участие 201 студент Медицинского института РУДН (58 % женщин, 42 % мужчин; средний возраст 21,4 года). Участники были разделены на две основные группы: граждане России (n = 100) и иностранные студенты (n = 101). Группа иностранных студентов дополнительно подразделялась на две подгруппы в зависимости от региона происхождения: 51 студент из стран Ближнего Востока (Иран, Сирия, Ливан) и 50 студентов из стран Африки (Сьерра-Леоне, Алжир, Нигерия, Замбия).

Для Цитирования:
Марина Станиславовна Артемьева, Алёна Дмитриевна Шадрикова, Анастасия Геннадьевна Лазукова, Владимир Павлович Соколов, Иван Евгеньевич Данилин, Роман Александрович Сулейманов, Наталья Олеговна Данилина, Особенности депрессивной симптоматики у студентов — медиков разных этнических групп. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: