По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.2.03

Особенности безопасного питания учащихся и студентов

Магомедова У. А. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, Россия
Апандиева М. М. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, Россия
Курбанова П. А. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала, Россия

Гигиена питания включает разные аспекты, включающие метаболический и энергетический состав рациона, микробиологическую безопасность, соответствие полу и возрасту. Изучение рациона питания в учебных заведениях показывает те или иные отклонения от нормы. Среди учащихся отмечаются нарушения пищевого статуса, проявляющиеся в дефицитной или избыточной массе тела, авитаминозах, снижении или превышении поступления микро- и макроэлементов. Недостаток горячей пищи, предпочтение фастфуда, нарушение режима приема пищи, избыток калорий, злоупотребление энергетическими напитками могут приводить к нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта, бессоннице, эндокринным заболеваниям. Микробное загрязнение пищи приводит к возникновению пищевых инфекций. Цель — исследование рациона учащихся и студентов, а также методов повышения пищевой безопасности на основе данных доступной научной литературы. Ревизия суточного/недельного рациона питания учащихся и студентов выявила многочисленные нарушения в рационе. Чаще всего выявлялся недостаток белковой пищи. Нехватка жиров и углеводов определялась реже и в меньшем объеме. В ряде случаев обнаруживалась нехватка витаминов и микроэлементов. Часто наблюдался избыток соли и сахара. У девушек нередко определялся дефицит калорий, связанный с сознательным отказом от пищи. Улучшение пищевой безопасности обеспечивалось проведением обучения в виде лекций, семинаров и практических занятий.

Литература:

1. Комлева Н. Е., Долич В. Н., Заикина И. В., Данилов А. Н., Чехонацкий А. А., Суетенков Д. Е. Факторы риска развития заболеваний пищеварительной системы и распространенность гастроинтестинальных симптомов у подростков. Санитарный врач. 2020; 1: 41–47. doi: 10.33920/med-08-2001-05

2. Елисеева Ю. В. Мониторинг пищевого поведения учащейся молодежи в структуре обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарный врач. 2019; 7: 63–67.

3. Сетко И. М., Тришина С. П., Щербинина Е. П., Мокеева М. М., Кузнецова Е. И. Гигиенические обоснования рационального питания гимназистов. Гигиена и санитария. 2012; 3: 49–51.

4. Моисеева Н. А., Холстинина И. Л., Князева М. Ф., Мажаева Т. В., Малых О. Л., Дубенко С. Э. Опыт организации и проведения анализа данных по оценке питания школьников Свердловской области в рамках реализации федерального проекта «Укрепления общественного здоровья». ЗНиСО. 2020; 9 (330); 10–17.

5. Девришов Р. Д., Даулетова Л. А., Гелачев М. Г. Гигиеническая оценка режима дня и питания студентов медицинского университета. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; 12 (114): 156–159.

6. Cupertino A. F., Maynard D. D. C., Queiroz F. L. N., Zandonadi R. P., Ginani V. C., Raposo A., Saraiva A., Botelho R. B. A. How are School Menus Evaluated in Diff erent Countries? A systematic Review. Foods. 2021; 10 (2): 374. doi: 10.3390/foods10020374

7. Мишина Е. Г., Кузнецов И. М., Ходырев С. Д. Оценка сформированности навыков гигиены питания у студентов как элемента здорового образа жизни. Тенденция развития науки и образования. 2020; 64 (4): 97–100. doi: 10.18411/lj-08-2020-141

8. Шайхова Г. И., Хайитов Ж. Б. Гигиеническая оценка фактического питания детей-спортсменов, занимающихся шахматами. Медицинские новости. 2020; 5: 75–78.

9. Türkistanlı T. T., Sevgili C. Food hygiene knowledge and awareness among undergraduate maritime students. Int Marit Health. 2018; 69 (4): 270–277. doi: 10.5603/IMH.2018.0043

10. Ferreira J. D. S., Araújo M. D. P. N., Botelho R. B. A., Zandonadi R. P., Nakano E. Y., Raposo A., Han H., Nader M., Ariza-Montes A., Akutsu R. C. C. A. Factors interfering with the adoption of good hygiene practices in public school food services in Bahia, Brazil. Front Public Health. 2022; 10: 975140. doi: 10.3389/fpubh.2022.975140

11. Ul Haq I., Mariyam Z., Li M., Huang X., Jiang P., Zeb F., Wu X., Feng Q., Zhou M. A Comparative Study of Nutritional Status, Knowledge Attitude and Practices (KAP) and Dietary Intake between International and Chinese Students in Nanjing, China. Int J Environ Res Public Health. 2018; 15 (9): 1910. doi: 10.3390/ ijerph15091910

12. Serrem K., Illés C. B., Serrem C., Atubukha B., Dunay A. Food safety and sanitation challenges of public university students in a developing country. Food Sci Nutr. 2021; 9 (8): 4287–4297. doi: 10.1002/fsn3.2399

13. Zhang X. L., Zhang Q., Zhang X, Gu Q. W., Pan J. J., Pei Y. F., Li J. F., Jiang F., Diao L. J., Zhou H. M., Ding H. M., Zhang Z. L., Zhou G. M., Wang W. J., Li B. Y. Eff ect of vitamin D3 supplementation in winter on physical performance of university students: a one-month randomized controlled trial. J Int Soc Sports Nutr. 2023; 20 (1): 2258850. doi: 10.1080/15502783.2023.2258850

14. Xi Y., Xiang C., Liang J., Huo J., Yong C., Zou H., Pan Y., Wu M., Xie Q., Deng J., Yang L., Chen J., Qi Y., Li Y., Lin Q. Be aware of the sodium intake outside student canteens: development and validation of a sodium food frequency questionnaire in Chinese undergraduates. Front Nutr. 2023; 10: 1062845. doi: 10.3389/ fnut.2023.1062845

15. Aklilu A., Kahase D., Dessalegn M., Tarekegn N., Gebremichael S., Zenebe S., Desta K., Mulugeta G., Mamuye Y., Mama M. Prevalence of intestinal parasites, salmonella and shigella among apparently health food handlers of Addis Ababa University student’s cafeteria, Addis Ababa, Ethiopia. BMC Res Notes. 2015 Jan 24; 8: 17. doi: 10.1186/s13104-014-0967-x

16. Stratev D., Odeyemi O. A., Pavlov A., Kyuchukova R., Fatehi F., Bamidele F. A. Food safety knowledge and hygiene practices among veterinary medicine students at Trakia University, Bulgaria. J Infect Public Health. 2017; 10 (6): 778–782. doi: 10.1016/j.jiph.2016.12.001

17. Srivastava R., Atri M., Pareek S., Chadha M., Sharma A. Poor Dietary Habits: A Function of Online Food Delivery Fad among Medical and Dental College Students in India. J Lifestyle Med. 2021; 11 (2): 74–81. doi: 10.15280/jlm.2021.11.2.74

18. Tomanic M., Paunovic K., Lackovic M., Djurdjevic K., Nestorovic M., Jakovljevic A., Markovic M. Energy Drinks and Sleep among Adolescents. Nutrients. 2022; 14 (18): 3813. doi: 10.3390/nu14183813

19. Petralias A., Papadimitriou E., Riza E., Karagas M. R., Zagouras A. B., Linos A. The impact of a school aid program on household food insecurity. Eur J Public Health. 2016; 26 (2): 290–6. doi: 10.1093/eurpub/ckv223

20. Görür N., Topalcengiz Z. Food safety knowledge, hygiene practices, and eating attitudes of academics and university students during the coronavirus (COVID-19) pandemic in Turkey. J Food Saf. 2021; 41 (5): e12926. doi: 10.1111/jfs.12926

21. Osaili T. M., Al-Nabulsi A. A., Taybeh A. O. Food Safety Knowledge, Attitudes, and Practices among Jordan Universities Students During the COVID-19 Pandemic. Front Public Health. 2021; 9: 729816. doi: 10.3389/fpubh.2021.729816

22. Eley C., Lundgren P. T., Kasza G., Truninger M., Brown C., Hugues V. L., Izso T., Teixeira P., Syeda R., Ferré N., Kunszabo A., Nunes C., Hayes C., Merakou K., McNulty C. Teaching young consumers in Europe: a multicentre qualitative needs assessment with educators on food hygiene and food safety. Perspect Public Health. 2022; 142 (3): 175–183. doi: 10.1177/1757913920972739

23. Кучма В. Р., Горелова Ж. Ю., Иваненко А. В., Петренко А. О., Соловьева Ю. В., Летучая Т. А. Использование возможностей информационного сервера «Ваш выбор» в питании как инструмент для формирования правильного выбора блюд школьного рациона. Гигиена и санитария. 2020; 99 (12): 1407–1411.

24. Хворостова Н. В., Кашкарова М. А., Хворостова О. Р. Проектная деятельность как способ повышения охвата горячим питанием учащихся. Проблемы современных интеграционных процессов. Пути реализации инновационный решений: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 марта 2020 г., г. Киров). Уфа: Аэтерна, 2020: 95–97.

25. Brandão M. A. D. R., Bello M. E. D. R.B., de Souza M. F., Carvalho M. R. J., Maciel B. M. Food safety knowledge among 7th-grade middle school students: A report of a Brazilian municipal school using workshop-based educational strategies. Food Sci Nutr. 2023; 11 (10): 6447–6458. doi: 10.1002/fsn3.3587

26. Alghafari W. T., Arfaoui L. Food safety and hygiene education improves the knowledge, attitudes, and practices of Saudi dietetics students. Bioinformation. 2022; 18 (10): 900–907. doi: 10.6026/97320630018900

27. Madilo F. K., Letsyo E., Klutse C. M. A cross-sectional study on food safety knowledge and practices among food handlers in tertiary and second circle institutions in Ho municipality, Ghana. Food Sci Nutr. 2022; 11 (2): 778–793. doi: 10.1002/fsn3.3113

28. Bafa T. A., Sherif E. M., Hantalo A. H., Woldeamanuel G. G. Magnitude of enteropathogens and associated factors among apparently healthy food handlers at Wolkite University Student’s Cafeteria, Southern Ethiopia. BMC Res Notes. 2019; 12 (1): 567. doi: 10.1186/s13104-019-4599-z

29. Alemnew B., Belay Y., Demis A. Magnitude of intestinal parasitic infections and associated factors among food handlers working at Woldia University student's cafeteria, Northeastern Ethiopia: an institution based cross-sectional study. BMC Res Notes. 2019; 12 (1): 736. doi: 10.1186/s13104-019-4777-z

30. Osaili T. M., Obaid R. S., Alowais K., Almahmood R., Almansoori M., Alayadhi N., Alowais N., Waheed K., Dhanasekaran D. K., Al-Nabulsi A. A., Ayyash M., Forsythe S. Microbiological quality of kitchens sponges used in university student dormitories. J. BMC Public Health. 2020; 20 (1): 1322. doi: 10.1186/s12889-020-09452-4

31. Abegaz S. B. Food Safety Practices and Associated Factors in Food Operators: A Cross-Sectional Survey in the Student’s Cafeteria of Woldia University, North Eastern Ethiopia. Int J Food Sci. 2022; 2022: 7400089. doi: 10.1155/2022/7400089

32. Jones A. K., Cross P., Burton M., Millman C., O'Brien S. J., Rigby D. Estimating the prevalence of food risk increasing behaviours in UK kitchens. PLoS One. 2017; 12 (6): e0175816. doi: 10.1371/journal.pone.0175816

33. Barrett T., Feng Y. Eff ect of Observational Evaluation of Food Safety Curricula on High School Students’ Behavior Change. J Food Prot. 2020; 83 (11): 1947–1957. doi: 10.4315/JFP-20–086

Организм человека нуждается в энергетических и пластических субстратах для своего оптимального функционирования. Регулярное поступление достаточного количества белков, жиров и углеводов позволяет поддерживать хорошее состояние иммунитета, нервно-психической и физической активности. Особенно актуально поступление белковой пищи, включающей заменимые и незаменимые аминокислоты, в составе таких продуктов, как мясо, рыба, птица, яйца, молочные изделия, орехи и т. д. Пищевые компоненты обладают определенным энергетическим потенциалом. При окислении 1 г белка, жира и углеводов выделяется соответственно 4,0, 9,1 и 3,8 ккал. Потребность в питательных веществах может варьировать и зависит от таких параметров, как пол, возраст, масса тела, рост, физические нагрузки, климатические условия. У женщин дополнительно следует учитывать состояния беременности и лактации. Помимо базовой потребности в калориях (дыхание, сердцебиение, нервная деятельность и др.), при расчете энергетических затрат принимают во внимание динамические эффекты (пищеварение), а так же физическую и интеллектуальную активность, связанную с досуговой и профессиональной деятельностью [1]. Для сохранения нормального здоровья с пищей должны поступать незаменимые аминокислоты, витамины, микроэлементы. Дефицит какого-либо компонента, не синтезирующегося в организме, приводит к развитию патологических состояний. В то же время рацион не должен включать избыточное количество компонентов: особенно сахара, соли, калорий. Это может привести к обменным нарушениям и возникновению серьезных эндокринных заболеваний. Общественное питание подразумевает соблюдение личной гигиены, а также соблюдение гигиенических норм при приготовлении и подаче блюд, что снижает загрязнение продуктов и частоту возможных отравлений [2].

Первоначальные основы гигиены питания преподаются еще в школе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Некоторые аспекты также излагаются в курсе химии и биологии. К моменту окончания школы и началу студенческого периода молодые люди должны знать принципы рационального питания, уметь считать калорийность блюд, их белковый, витаминный, минеральный состав. Молодежь должна уметь планировать свое питание в соответствии с физическими и умственными энергозатратами, восполнять дефицит витаминов, микроэлементов.

Для Цитирования:
Магомедова У. А., Апандиева М. М., Курбанова П. А., Особенности безопасного питания учащихся и студентов. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала