Организм человека нуждается в энергетических и пластических субстратах для своего оптимального функционирования. Регулярное поступление достаточного количества белков, жиров и углеводов позволяет поддерживать хорошее состояние иммунитета, нервно-психической и физической активности. Особенно актуально поступление белковой пищи, включающей заменимые и незаменимые аминокислоты, в составе таких продуктов, как мясо, рыба, птица, яйца, молочные изделия, орехи и т. д. Пищевые компоненты обладают определенным энергетическим потенциалом. При окислении 1 г белка, жира и углеводов выделяется соответственно 4,0, 9,1 и 3,8 ккал. Потребность в питательных веществах может варьировать и зависит от таких параметров, как пол, возраст, масса тела, рост, физические нагрузки, климатические условия. У женщин дополнительно следует учитывать состояния беременности и лактации. Помимо базовой потребности в калориях (дыхание, сердцебиение, нервная деятельность и др.), при расчете энергетических затрат принимают во внимание динамические эффекты (пищеварение), а так же физическую и интеллектуальную активность, связанную с досуговой и профессиональной деятельностью [1]. Для сохранения нормального здоровья с пищей должны поступать незаменимые аминокислоты, витамины, микроэлементы. Дефицит какого-либо компонента, не синтезирующегося в организме, приводит к развитию патологических состояний. В то же время рацион не должен включать избыточное количество компонентов: особенно сахара, соли, калорий. Это может привести к обменным нарушениям и возникновению серьезных эндокринных заболеваний. Общественное питание подразумевает соблюдение личной гигиены, а также соблюдение гигиенических норм при приготовлении и подаче блюд, что снижает загрязнение продуктов и частоту возможных отравлений [2].
Первоначальные основы гигиены питания преподаются еще в школе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Некоторые аспекты также излагаются в курсе химии и биологии. К моменту окончания школы и началу студенческого периода молодые люди должны знать принципы рационального питания, уметь считать калорийность блюд, их белковый, витаминный, минеральный состав. Молодежь должна уметь планировать свое питание в соответствии с физическими и умственными энергозатратами, восполнять дефицит витаминов, микроэлементов.