Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь вниманием к проблеме юношеской агрессии к лицам других национальностей. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Магнитогорск — многонациональный город, на сайте Росстата представлен национальный состав в процентном отношении: русских 81,5 %, татар 4,4 %, украинцев 4,3 %, башкир 3,3 %, белорусов 1,0 %, евреев 0,4 %, узбеков 0,2 %, немцев 0,2 %, удмуртов 0,1 %, нанайцев 0,15 %, чеченцев 0,02 %. В общей сложности в городе проживает 92 различные национальности, но почти половина имеют численность около 10 человек и еще меньше.
Юноши все чаще не хотят признавать равность всех наций, почитать и уважать другую культуру. Более явно это проявляется у ребят в возрасте от 15 до 18 лет, так как в этот период происходит самоопределение личности, поиск своего места в жизни, меняется мировоззрение. Многие из них не могут ориентировать себя в правильном направлении, из-за этого происходят стрессы, которые могут проявиться в физической жестокости и вспышках гнева по отношению к другим людям.
Юношей легко ввести под влияние авторитарного лидера, и если при этом молодые люди группируются согласно своим ценностям и интересам, то у них может возникать четкое противостояние между «своими» и «чужими». Это порождает агрессию и может привести к возникновению ксенофобии.
Данная проблема изучена незначительно, однако существуют некоторые исследования, например в конце 1990-х и в начале 2000-х гг. этой темой занимались специалисты центра «Панорама».
Изучением ксенофобии в юношеской среде с социологической точки зрения занимался Ульяновский научно-исследовательский центр «Регион» в рамках проекта «ПОКОЛЕНИЕ. NET» в 2005–2007 гг. [19, с. 11].
Данную проблему изучали также и зарубежные ученые — П. Бергер и Т. Лукман. Они считали, что именно язык формирует и закрепляет схемы классификации социальных групп в обществе и осуществляет трансляцию представлений о «чужих», часто наполненных дискриминационной семантикой из поколения в поколения. Тем самым стремление разделить мир на «своих» и «чужих» является одной из базовых установок процесса идентификации и центральным механизмом ксенофобии [29, с. 20].