По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.922.4:316.6 DOI:10.33920/pol-01-2109-07

Особенности агрессивного поведения юношей по отношению к лицам других национальностей

Козорез Наталья Николаевна специалист по социальной работе, МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района» г. Магнитогорска, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, Е-mail: kozorez.natalya@mail.ru
Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, Е-mail: sispulova@mail.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0003-2197-1204

Чрезвычайно высокая концентрация агрессии в обществе по отношению к лицам других национальностей и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных в современном мире. Авторы рассматривают четыре основных подхода к исследованию агрессии, которые могут быть обозначены как инстинктивистский, фрустрационный, бихевиористический и когнитивистический. В статье приведены основные результаты эмпирического исследования в форме анкетирования, респондентами которого выступили юноши старших классов одной из общеобразовательных школ города.

Литература:

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / под ред. А. Адлер. — М.: 2014. — 296 с.

2. Бандура, А. Юношеская агрессия / под ред. В. Г. Сергеевой. — М.: 2015. — 512 с.

3. Басс, А. Диагностика состояния агрессии // Опросник Басса-Дарки 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4582972/ (дата обращения: 09.01.2021).

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб.: Петербург, 2012. — 398 с.

5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон. — СПб.: Петербург, 2013. — 352 с ил. (Серия «Мастера психологии»).

6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: АПН РСФСР, 2011. — 520 с.

7. Доллард, Дж. Психология. Биографический библиографический словарь / под ред. Н. Шихи, Э.Дж. Чепмана, У.А. Конроя. — СПб.: Евразия, 2014. — 154 с.

8. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко. — М.: АСТ, 2017. — 480 с

9. Климов, М.А. Модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий / М.А. Климов // Гуманитарно-педагогические исследования. — 2019. — № 1. — С. 12–23.

10. Кон, И.С. Психология ранней юности / под ред. И.С. Кон. — М.: Изд-во Просвещение, 2013. — 234 с.

11. Кроз, М.В. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии / под ред. М.В. Кроз, Н.А. Ратинова. — М., 2010. — 262 с.

12. Кулясова, Н.И. Организация работы по профилактике терроризма, ксенофобии и экстремизма в детской и подростковой среде / Н.И. Кулясова // Социальный проект. 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// pedsovet.component/option,com_mtree/task,viewlink/li15735/ (дата обращения: 11.01.2021).

13. Литягина, И.В. Проблема толерантности в современном обществе // Социальный проект. 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/09/rod._sobranie_tolerantnost.doc (дата обращения 12.01.2021).

14. Лукаш, А.И. Ксенофобия и молодежный экстремизм. Профилактика проблемы // Известия ВолгГТУ. — 2014. — № 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-merah-po-profilaktike-ksenofobii-v-molodezhnoy-srede-na-primere-nou-vpo-volgogradskiy-institut-biznesa (дата обращения: 11.01.2021).

15. Манапова, Е.И. Актуальные проблемы и пути их решения / Е.И. Манапова // Современная наука. — 2014. — № 12. — С. 21–32.

16. Маркова, А.К. Психология профессионализма / под ред. А.В. Ерохиной. — М.: Б.и., 2010. — 203 с.

17. Михайлова, М.П. О проблемах проявления экстремизма и ксенофобии. Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде / М.П. Михайлова. — М., 2013. — 112 с.

18. Молчанова, А.В. Фашизм и национальный экстремизм в современной молодежной среде / А.В. Молчанова // Социальная работа. — 2011. — № 7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/636019/ (дата обращения: 15.02.2021).

19. Никитина, А. Ксенофобия в молодежной среде / А. Никитина // Доклад. — 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/405154/ (дата обращения: 05.02.2021).

20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова. — М.: Оникс, 2013. — 1200 с.

21. Платонова, Н.М. Агрессия у юношей / Н.М. Платонова. — СПб.: Речь, 2011. — 336 с.

22. Повякель, Н.И. Теория личностных конструктов / под ред. П.П. Мицкавича. — М., 2011. — 208 с.

23. Реан, А.А. Психология изучения личности / под ред. У.А. Конроя. — М., 2013. — 174 с.

24. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. — СПб., 2014. — С. 303–347 с.

25. Сагалакова, Г.А. Проблема ксенофобии и экстремизма в современном мире // Известия АлтГУ. — 2012. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-ksenofobii-i-ekstremizma-v-sovremennom-mire (дата обращения: 09.02.2021).

26. Сербина, Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков / Л.Ф. Сербина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2011. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 05.01.2021).

27. Форрат, Н.В. Толерантность современной молодежи / Н.В. Форрат // Вестник Евразии. — 2011. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-sovremennoy-molodezhi-issledovanie-tomskih-studentov (дата обращения: 09.02.2021).

28. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М., 2012. — 447 с.

29. Шевченко, О.М. Методология конструктивизма в социально-философском исследовании ксенофобии / О.М. Шевченко // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-konstruktivizma-v-sotsialno-filosofskom-issledovanii-ksenofobii (дата обращения: 05.01.2021).

30. Шевченко, О.М. Методология конструктивизма в социально-философском исследовании ксенофобии / О.М. Шевченко // Социология. — 2013. — № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/metodologiya-konstruktivizma-v-sotsialno-filosofskom-issledovanii-ksenofobii (дата обращения: 05.01.2021).

31. Wahl, K. Development of xenophobia and aggression / K. Wahl // International Journal and Applied Criminal Justice. — 2010. — № 2. — P. 26–41.

32. Wahl, K., Tramitz K. Xenophobia: The Deep Roots of Extreme Emotions / K. Wahl // DeutschesJugendinstitut. — 2011. — № 3. — P. 15–26.

1. Adler, A. Praktika i teoriia individualnoi psikhologii [Practice and theory of individual psychology] / ed. A. Adler. Moscow: 2014. 296 p. (In Russ.)

2. Bandura, A. Iunosheskaia agressiia [Youth aggression] / ed. V.G. Sergeeva. Moscow: 2015. 512 p. (In Russ.)

3. Bass, A. Diagnostika sostoianiia agressii [Diagnostics of the state of aggression] // Questionnaire Bass-Darki 2015. http://www.studfiles.ru/preview/4582972/ (date of access: 09.01.2021). (In Russ.)

4. Bozhovich, L. I. Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood] / L. I. Bozhovich. SPb.: Petersburg, 2012. 398 p. (In Russ.)

5. Beron, R. Agressiia [Aggression] / R. Beron. SPb.: Petersburg, 2013. 352 p. (Series «Masters of Psychology»). (In Russ.)

6. Vygotskii, L. S. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniia [Selected psychological research] / ed. A.N. Leontiev. Moscow: APN RSFSR, 2011. 520 p. (In Russ.)

7. Dollard, J. Psikhologiia. Biograficheskii bibliograficheskii slovar [Psychology. Biographical bibliographic dictionary] / ed. N. Sheehy, E.J. Chapman, W.A. Conroy. Saint Petersburg: Eurasia, 2014. 154 p. (In Russ.)

8. Zinchenko, V.P. Psikhologicheskii slovar [Psychological dictionary] / V.P. Zinchenko. M.: AST, 2017. 480 p. (In Russ.)

9. Klimov, M.A. Model razvitiia poznavatelnykh sposobnostei podrostkov s deviantnym povedeniem sredstvami igrovykh tekhnologii [Model of development of cognitive abilities of adolescents with deviant behavior by means of game technologies]/ M.A. Klimov // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniia [Humanitarian and pedagogical research]. 2019. No. 1. P.12–23. (In Russ.)

10. Kon, I. S. Psikhologiia rannei iunosti [Psychology of early youth] / ed. I. S. Kon. Moscow: Prosveshchenie Publishing House, 2013. 234 p. (In Russ.)

11. Kroz, M.V. Sotsialno-psikhologicheskie i pravovye aspekty ksenofobii [Socio-psychological and legal aspects of xenophobia] / ed. M.V. Kroz, N.A. Ratinov. Moscow: 2010. 262 p. (In Russ.)

12. Kuliasova, N. I. Organizatsiia raboty po profilaktike terrorizma, ksenofobii i ekstremizma v detskoi i podrostkovoi srede [Organization of work on the prevention of terrorism, xenophobia and extremism in children and adolescents] / N. I. Kuliasova // Sotsialnyi proekt [Social project]. 2014. http: //pedsovet.component/option,com_mtree/task,viewlink/li15735/ (date of access: 11.01.2021). (In Russ.)

13. Litiagina, I.V. Problema tolerantnosti v sovremennom obshchestve [The problem of tolerance in modern society] // Sotsialnyi proekt [Social project]. 2011. 0http: //nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/09/rod._sobranie_tolerantnost.doc (date of access: 11.01.2021). (In Russ.)

14. Lukash, A. I. Ksenofobiia i ekstremizm. Predotvrashchenie problemy [Xenophobia and youth extremism. Problem prevention] // Izvestia VolgGTU [News of the VolgSTU]. 2014. No. 16 http://cyberleninka.ru/article/n/o-merah-po-profilaktike-ksenofobii-v-molodezhnoy-srede-na-primere-nou-vpo-volgogradskiy-institut-biznesa (date of access: 11.01.2021). (In Russ.)

15. Manapova, E. I. Aktualnye problemy i puti ikh resheniia [Topical problems and ways of their solution] / E. I. Manapova // Sovremennaia nauka [Modern Science]. 2014. No. 12. P. 21–32. (In Russ.)

16. Markova, A.K. Psikhologiia professionalizma [Psychology of professionalism] / ed. A.V. Erokhina. M.: B. I., 2010. — 203 p. (In Russ.)

17. Mikhailova, M.P. O problemakh proiavleniia ekstremizma i ksenofobii. Profilaktika ksenofobii, ekstremizma i natsionalizma v detskoi i podrostkovoi srede [On the problems of manifestation of extremism and xenophobia. Prevention of xenophobia, extremism and nationalism in children and adolescents] / M.P. Mikhailova. Moscow: 2013. 112 p. (In Russ.)

18. Molchanova, A.V. Fashizm i natsionalnyi ekstremizm v sovremennoi molodezhnoi srede [Fascism and national extremism in the modern youth environment] / A.V. Molchanova // Sotsialnaia rabota [Social work]. 2011. No. 7 http://www.twirpx.com/file/636019/ (date of access: 15.02.2021). (In Russ.)

19. Nikitina, A. Ksenofobiia v molodezhnoi srede [Xenophobia in the youth environment] / A. Nikitina // Doklad [Report]. 2009. http: //www.studfiles.ru/preview/405154/ (date of access: 05.02.2021). (In Russ.)

20. Ozhegov, S. I. Slovar russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language] / ed. S. I. Ozhegov. M.: Onyx, 2013. 100 p. (In Russ.)

21. Platonova, N.M. Agressiia u iunoshei [Aggression among young men] / N.M. Platonov. SPb.: Rech, 2011. 336 p. (In Russ.)

22. Poviakel, N. I. Teoriia lichnostnykh konstruktov [The theory of personal constructs] / P.P. Mitskavich. Moscow: 2011. 208 p. (In Russ.)

23. Rean, A.A. Psikhologiia izucheniia lichnosti [Psychology of the study of personality] / edited by W.A. Conroy. M.: 2013. — 174 p. (In Russ.)

24. Rean, A.A. Agressiia i agressivnost lichnosti [Aggression and aggressiveness of personality] / A.A. Rean. SPb.: 2014. 303– 347 p. (In Russ.)

25. Sagalakova, G.A. Problema ksenofobii i ekstremizma v sovremennom mire [The problem of xenophobia and extremism in the modern world] // Izvestiia AltGU [News of Altai State University] 2012. No. 4. http://cyberleninka.ru/article/n/problema-ksenofobii-i-ekstremizma-v-sovremennom-mire (date of access: 09.02.2021). (In Russ.)

26. Serbina, L. F. Osobennosti agressivnogo povedeniia podrostkov [Features of aggressive behavior of adolescents] / L. F. Serbina // Vestnik LGU im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin] 2011. No. 4. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (date of access: 05.01.2021). (In Russ.)

27. Forrat, N.V. Tolerantnost sovremennoi molodezhi [Tolerance of modern youth] / N.V. Forrat // Vestnik Evrazii [Bulletin of Eurasia]. 2011. No. 3 http://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-sovremennoy-molodezhi-issledovanie-tomskih-studentov (date of access: 09.02.2021). (In Russ.)

28. Fromm, E. Anatomiia chelovecheskoidestruktivnosti [Anatomy of human destructiveness] / E. Fromm. Moscow: 2012. 447 p. (In Russ.)

29. Shevchenko, O.M. Metodologiia konstruktivizma v sotsialno-filosofskom issledovanii ksenofobii [Methodology of constructivism in the socio-philosophical study of xenophobia] / O.M. Shevchenko // Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development]. 2013. No. 11. http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-konstruktivizma-v-sotsialno-filosofskom-issledovanii-ksenofobii (date of access: 05.01.2021). (In Russ.)

30. Shevchenko, O.M. Metodologiia konstruktivizma v sotsialno-filosofskom issledovanii ksenofobii [Methodology of constructivism in the socio-philosophical study of xenophobia] / O.M. Shevchenko // Sotsiologiia [Sociology]. 2013. No. 11 http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-konstruktivizma-v-sotsialno-filosofskom-issledovanii-ksenofobii (date of access: 05.01.2021). (In Russ.)

31. Wahl, K. Development of xenophobia and aggression / K. Wahl // International Journal and Applied Criminal Justice. 2010. № 2. P. 26–41.

32. Wahl, K., Tramitz K. Xenophobia: The Deep Roots of Extreme Emotions / K. Wahl // DeutschesJugendinstitut. 2011. № 3. P. 15–26.

Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь вниманием к проблеме юношеской агрессии к лицам других национальностей. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Магнитогорск — многонациональный город, на сайте Росстата представлен национальный состав в процентном отношении: русских 81,5 %, татар 4,4 %, украинцев 4,3 %, башкир 3,3 %, белорусов 1,0 %, евреев 0,4 %, узбеков 0,2 %, немцев 0,2 %, удмуртов 0,1 %, нанайцев 0,15 %, чеченцев 0,02 %. В общей сложности в городе проживает 92 различные национальности, но почти половина имеют численность около 10 человек и еще меньше.

Юноши все чаще не хотят признавать равность всех наций, почитать и уважать другую культуру. Более явно это проявляется у ребят в возрасте от 15 до 18 лет, так как в этот период происходит самоопределение личности, поиск своего места в жизни, меняется мировоззрение. Многие из них не могут ориентировать себя в правильном направлении, из-за этого происходят стрессы, которые могут проявиться в физической жестокости и вспышках гнева по отношению к другим людям.

Юношей легко ввести под влияние авторитарного лидера, и если при этом молодые люди группируются согласно своим ценностям и интересам, то у них может возникать четкое противостояние между «своими» и «чужими». Это порождает агрессию и может привести к возникновению ксенофобии.

Данная проблема изучена незначительно, однако существуют некоторые исследования, например в конце 1990-х и в начале 2000-х гг. этой темой занимались специалисты центра «Панорама».

Изучением ксенофобии в юношеской среде с социологической точки зрения занимался Ульяновский научно-исследовательский центр «Регион» в рамках проекта «ПОКОЛЕНИЕ. NET» в 2005–2007 гг. [19, с. 11].

Данную проблему изучали также и зарубежные ученые — П. Бергер и Т. Лукман. Они считали, что именно язык формирует и закрепляет схемы классификации социальных групп в обществе и осуществляет трансляцию представлений о «чужих», часто наполненных дискриминационной семантикой из поколения в поколения. Тем самым стремление разделить мир на «своих» и «чужих» является одной из базовых установок процесса идентификации и центральным механизмом ксенофобии [29, с. 20].

Для Цитирования:
Козорез Наталья Николаевна, Испулова Светлана Николаевна, Особенности агрессивного поведения юношей по отношению к лицам других национальностей. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: