По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.011

Основы стратегического менеджмента

Поиск лучших стратегий деятельности предприятия — это постоянный непрерывающийся процесс, состоящий в самосовершенствовании и развитии предприятия. Все принимаемые решения по результатам такого поиска существенно влияют на жизнедеятельность предприятия. В первую очередь принимаются решения по формированию и выбору стратегической альтернативы, в последующем по коррекции принятой или уже существующей альтернативы. Стратегический план придает предприятию или компании четкую определенность, целенаправленность действий и предсказуемость конечных результатов. Поэтому стратегическое планирование на предприятии в дальнейшем будет занимать доминирующее положение. При этом планирование ведется как на год, так и на ближайшую и более отдаленную перспективу. При разработке стратегического плана и систем управления предприятием в первую очередь учитываются тип и характер производства.

Литература:

1. Поршнева А.Г. [и др.] Управление организацией: учебник. — М.: Инфра-М, 2000.

2. Гусев Ю.В. Стратегическое управление: учеб. пособие. — Ч.1. — Новосибирск: НГАЭиУ, 1995.

3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / пер. с англ. — СПб.: Питер,1999.

4. Месконт М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. — М: Дело, 1997.

5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. — М. – Новосибирск: ИНФРА-М., Сиб. согл., 2007.

6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. — М.: Интел-Синтез,1997.

7. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: учеб. пособие. —М.: Финпресс,1997.

8. Виханский О.С. Стратегическое управление: учеб. для вузов. — М.: Гардарика, 1998.

9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: ЮНИТИ, 1998.

10. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования. — М.: Финпресс, 1998.

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В № 11/2018)

Стратегическое планирование представляет собой процесс, который завершается составлением целевой программы или плана деятельности предприятия. Эта целевая программа или план принимается на основании сформулированной миссии и стратегических целей деятельности предприятия. Он начинается с формирования миссии и стратегических целей, а также с формирования ресурсов, которые обеспечили бы реализацию миссии и стратегии деятельности предприятия по достижению заданных целей. В простейшем варианте такой план имеет три основных компоненты:

1) цели, которые должны быть достигнуты и которые формулируются достаточно подробно и точно, чтобы исполнители и в будущем могли понять, достигли ли они их в назначенные сроки и выполняются ли установленные в программе (плане) нормы и критерии достижения поставленных целей;

2) описание действий, которые должны быть выполнены для достижения поставленных целей, с разъяснением взаимосвязей между ними;

3) оценка ресурсных возможностей, необходимых для достижения целей, и составление программы, плана или рабочего графика с указанием: кто, что, когда, как делает и какими ресурсами достигается та или иная цель.

Для того чтобы спланировать деятельность предприятия, нужно ответить на вопросы:

а) Каково настоящее положение предприятия?

б) Какой видят организацию в ближайшем и более отдаленном будущем?

в) Что мешает предприятия достичь желаемого будущего?

г) Что нужно предпринять, чтобы желаемое будущее было достигнуто?

Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску вариантов поведения предприятия на рынке, где существует жесткая конкурентная борьба. Выживание предприятия в этих условиях заключается, прежде всего, в определении своего места и роли на рынке (определение собственной доли сегмента рынка) и, соответственно, планирование собственной деятельности в соответствии с принятой стратегией существования и развития предприятия.

Для Цитирования:
Основы стратегического менеджмента. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала