По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.24

Основы работы с отечественной лазерной системой центровки валов КВАНТ-Л-II

Пахомов М. Ю., специалист Учебного центра, Технопарк «Университетские технологии», Донецкий национальный технический университет, 83001, Донецк, ул. Артема, д. 58, e-mail: 0623351828@mail.ru

Одним из направлений подготовки современных механиков является получение навыков по центровке валов механизмов и машин с применением современных инструментов и приборов. Для этих целей приоритетом следует рассматривать применение отечественной лазерной системы центровки горизонтальных и вертикальных валов КВАНТ-Л-II и специализированного тренировочного стенда. В представленной работе дано практическое руководство по основам работы с лазерной системой центровки горизонтальных и вертикальных валов КВАНТ-Л-II, разработанное специалистами Технопарка «Университетские технологии» с целью подготовки механиков для всех базовых отраслей промышленности.

Литература:

1. Романов, Р.А. Лазерные системы для контроля и выверки геометрических параметров // Металлургические процессы и оборудование. — 2014. — №2 (36). — С. 80–81.

2. Романов, Р.А. Центровка — основа обеспечения надежности насосно-компрессорного оборудования // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. — 2012. — № 4 (31). — С. 68–70.

3. Сотников, А.Л. Монтаж промышленных машин. — Донецк: ООО «Университетские технологии», 2019. — 84 с.

4. Седуш, В.Я. Надійність, ремонт і монтаж металургійних машин: підручник. — Донецьк: ТОВ «Юго Восток, Лтд», 2007. — 379 с.

5. Скворцов, В.Ф. Основы технологии машиностроения: учеб. пособие. — Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2012. — 352 с.

6. Самойлов, С.И. Технология тяжелого машиностроения / С.И. Самойлов и др. — Москва: Изд-во «Машиностроение», 1967. — 594 с.

7. Сидоров, В.А. Эксплуатация подшипников качения / В.А. Сидоров, А.Л. Сотников. — Донецк: ООО «Технопарк ДонГТУ «УНИТЕХ», 2014. — 175 с.

8. Романов, В.А. Совершенствование метода измерения несоосности валов с помощью лазерных излучателей / В.А. Романов, А.Л. Сотников // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. — 2008. — №1. — С. 47–51.

9. Сотников, А.Л. Подготовка специалистов неразрушающего контроля и испытательных лабораторий // Главный механик. — 2019. — № 12. — С. 52–57.

10. Сотников, А.Л. В Донецке возобновлена подготовка специалистов неразрушающего контроля // Территория NDT. — 2019. — № 3 (31). — С. 16.

11. Родионов, Н.А. Изучение методов тензометрии в рамках лабораторных работ по дисциплине «Динамика и прочность металлургических машин» / Н.А. Родионов, А.Л. Сотников // Автоматизація технологічних объєктів та процесів. Пошук молодих. Зб. наук. пр. ХІV наук.‑тех. конф. аспірантів та студентів в м. Донецьку (22–24 квітня 2014 р. — Донецьк: ДонНТУ, 2014. — C. 309–312.

12. Онищенко, В.П. Состояние и перспективы развития учебной дисциплины «Теория механизмов и машин» в Донецком национальном техническом университете / В.П. Онищенко, А.Л. Сотников // Теория механизмов и машин. — 2010. — Т. 8, №2 (16). — С. 80–84.

13. Шоломицкий, А.А. Перспективы развития дисциплины «Начертательная геометрия» / А.А. Шоломицкий, А.Л. Сотников, Е.С. Писанка // Современное машиностроение. Наука и образование. — 2013. — №3. — С. 179–184.

14. Шоломицкий, А.А. Высокоточный измерительный комплекс «Визир 3D» / А.А. Шоломицкий, А.Л. Сотников // Простоев НЕТ. — 2014. — № 1. — С. 52–58.

15. Сотников, А.Л. Контроль соосности оборудования МНЛЗ // Металлургические процессы и оборудование. — 2006. — №1 (3). — С. 24–27.

16. Могильный, С.Г. Геодезические работы при проверке соосности оборудования машины непрерывного литья заготовок / С.Г. Могильный, А.А. Шоломицкий, А.Л. Сотников // Металлургические процессы и оборудование. — 2009. — №2 (16). — С. 19–27.

17. Могильный, С.Г. Совершенствование технологий контроля положения и выставки оборудования МНЛЗ / С.Г. Могильный, А.А. Шоломицкий, А.А. Лунев, А.Л. Сотников, Э.М. Ватралик, И.С. Фролов // Металлургические процессы и оборудование. — 2012. — №3 (29). — С. 12–25.

18. Могильный, С.Г. Геодезическое обеспечение высокоточного монтажа и выверки технологического оборудования / С.Г. Могильный, А.А. Шоломицкий, А.Л. Сотников, И.С. Фролов, Е.Е. Кужненков // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. — 2011. — №2. — С. 34–45.

19. Шоломицкий, А.А. Технология контроля и выставки вращающихся агрегатов / А.А. Шоломицкий, А.А. Лунев, А.Л. Сотников, В.Н. Машичев // Металлургические процессы и оборудование. — 2013. — № 2 (32). — С. 39–49.

20. Шоломицкий, А.А. Наблюдения за деформациями, оценка и прогнозирование технического состояния подъемно-транспортного оборудования / А.А. Шоломицкий, А.Л. Сотников, В.М. Нагорный, В.В. Нагорный, Т.Г. Николаева, Н.В. Малеев // Металлургические процессы и оборудование. — 2009. — №3 (17). — С. 31–38.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что внедрение средств диагностирования является одним из важнейших факторов повышения экономической эффективности использования. Назначение диагностики — выявление и предупреждение отказов и неисправностей, поддержание эксплуатационных показателей в установленных пределах, прогнозирование состояния в целях полного использования доремонтного и межремонтного ресурса.

Центровка валов — один из видов регулировочных операций, предшествующих операциям динамической балансировки роторов в собственных опорах — заключительной стадии монтажа механизмов и машин. Целью центровки является обеспечение в допустимых пределах несоосности соединенных с помощью муфт валов механизмов и машин [1–3].

Центровку валов, как и балансировку роторов, проводят в случаях [3, 4]:

• установки новых механизмов и машин;

• после проведения ремонтных работ, связанных с валами (роторами) и подшипниковыми узлами, перед первым пуском механизмов и машин;

• диагностирования по параметрам вибрации признаков несоосности валов и дисбаланса роторов соответственно;

• предельного состояния механизмов и машин, в этом случае центровку и балансировку необходимо проводить периодически.

Соединение выходных и входных валов для передачи крутящего момента между различными машинами и механизмами и компенсация возможных отклонений соосности валов осуществляется с помощью муфт различного типа [5, 6]. При этом несоосность соединенных таким образом валов должна находиться в определенных пределах, соответствующих компенсирующим способностям принятого типа муфты. Несоосность валов выше допустимых пределов приводит к появлению дополнительных нагрузок на подшипниковые узлы машин, повышению уровня их вибрации и температуры, снижению работоспособности и надежности, что выражается в ускоренном износе подшипников, муфт и уплотнений, поломке валов, росте потребления электроэнергии электродвигателем и т. п. [6, 7].

С помощью лазерной системы центровки горизонтальных и вертикальных валов КВАНТ-Л-II (рис. 1) возможно выполнение измерения фактической несоосности валов (насосов, вентиляторов, компрессоров, редукторов, электродвигателей и пр.), с последующим вычислением необходимых перемещений опор, как правило, приводной машины в вертикальной и горизонтальной плоскости для обеспечения соосности валов с точностью до 0,01мм [1, 2].

Для Цитирования:
Пахомов, Основы работы с отечественной лазерной системой центровки валов КВАНТ-Л-II. Главный механик. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: