По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Основы психологии делового общения

Мещерякова Е.В. канд. экон. наук, доцент, Белорусский государственный технологический университет, г. Минск

Что надо знать деловому человеку, проводящему в общении большую часть времени? Обозначим структуру проблем, влияющих на наше умение общаться: вступление в контакт, барьеры в общении, умение слушать, говорить комплименты, критиковать, спорить и сопротивляться манипуляциям.

Литература:

1. Панасюк А. Ю. Как победить в споре, или Искусство убеждать. — М.: Олимп: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. — 304 с.

2. Мещерякова Е. В. Психология управления: тексты лекций для студентов специальности 1–26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)» / Белорусский государственный технологический университет. — Минск: БГТУ, 2012. — 339 с.

3. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

4. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2004. — 208 с.

Законы общения так же объективны, как законы природы и общества.

Никакие приемы вам не помогут, если вы плохо относитесь к собеседнику. Важно еще до начала беседы настроиться на нее, почувствовать если не симпатию к будущему партнеру по беседе, то хотя бы выйти на нейтральное отношение. Если этого нет, то как бы вы ни держали себя в руках и ни пытались изобразить радость от общения, собеседник это почувствует. Почему? От нашего тела исходит огромное количество сигналов каждую секунду. Те, на которых обращается внимание, фиксируются и осознаются, остальные идут в подсознание, и оттуда в сознание поступает только конечный сигнал: что‑то тут не так… Потом мы говорим: интуиция мне подсказывала, что с этим человеком не всё так красиво, как он говорит… Кто‑то больше обращает внимание на эти сигналы, «красный свет», кто‑то меньше, это зависит от привычного нам способа реагирования на внешние раздражители. Поэтому легче поработать с нашим неприятием собеседника до встречи, чем потом исправлять ее последствия. Наверное, убедить себя в любви к другому невозможно, если ее нет, но снять раздражение, негодование, желание изменить и перевоспитать вполне по силам каждому. Особенно если учесть, что процесс воспитания делового партнера был закончен в глубоком детстве, а перевоспитывать можно только себя, да и то — какое трудное и неподъемное это дело!

Так вот, полюбив собеседника или хотя бы приняв его таким, каким «семья и школа воспитали», мы уже можем вступать с ним в контакт. Разберем фазы контакта.

1. Переключение. Собеседнику необходимо время, чтобы переключиться от диалога с самим собой, с выполнения другой работы. Происходит перераспределение внимания, что особенно важно при телефонном разговоре. Времени требуется на это немного, иногда не больше секунды. Но неполное прохождение этой фазы затрудняет последующие.

2. Установление психологического контакта.

Задолго до произнесения слов устанавливается психологический контакт, где в первую очередь используются невербальные средства: взгляд, поза, поворот головы, туловища, дистанция, выражение лица.

Для Цитирования:
Мещерякова Е.В., Основы психологии делового общения. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: