По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.39

Основы охраны здоровья в школе как предмет гигиенического обучения и формирования новой грамотности педагогов

Денисов Л.А. д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены, эпидемиологии и инфекционных болезней, Академия последипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России; ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
Нехорошева Е.В. канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Анализ работы медицинского персонала детских поликлиник в школах определяет актуальность подготовки педагогического персонала по вопросам гигиенического воспитания и охраны здоровья детей. Это позволит обеспечить взаимодействие педагогов с медицинской службой, оказывающей первичную медицинскую помощь школьникам, по основным разделам профилактики школьных болезней. Лабораторией развития личности и здоровьесбережения Московского городского педагогического университета была разработана и внедрена программа дополнительного профессионального образования педагогических работников «Нормативно-правовые основы охраны здоровья детей в образовательных организациях». Целью настоящей работы стала оценка программы дополнительного профессионального образования ее слушателями для дальнейшего совершенствования системы профилактики школьных болезней. Оценка проводилась методом анкетирования. Всего в опросе участвовали 36 педагогов, прошедших обучение по программе. Результаты опроса показали актуальность данной программы, удовлетворенность ожиданий слушателей, а также выявили направления для дальнейшей работы по усовершенствованию дополнительного образования педагогических работников в этой области.

Литература:

1. Соломай Т.В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

2. Соломай Т.В., Сырцова М.А. Комплексный подход к гигиеническому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Санитарный врач. 2014; 12: 40–43.

3. Нехорошева Е.В., Денисов Л.А., Авраменко В.Г. Оценка готовности педагогического сообщества к командному взаимодействию в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Здоровьеформирующая среда в современной школе». Москва: МГПУ, 2018: 34–42.

4. Денисов Л.А., Нехорошева Е.В., Авраменко В.Г. Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Санитарный врач. 2020; 2: 47–56.

5. Денисов Л.А. Краткий анализ практики нормоприменения субъектами профилактики неинфекционных заболеваний на примере г. Зеленограда. Санитарный врач. 2018; 9: 68–78.

6. Нехорошева Е.В. Инфраструктура просвещения по вопросам здоровья в парадигме устойчивого развития: проблемы и перспективы. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». 2020; 2 (24): 110–117.

7. Степанов С.Ю., Соболевская Т.А., Рябова И.В., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Чистякова Ю.В. К разработке системы психолого-педагогических технологий повышения успеваемости школьников с проблемами здоровья. Современное образование. 2018; 3: 51–60.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью разработки и внедрения современных подходов пропаганды здорового образа жизни детского населения в нашей стране [1], поскольку вопрос гигиенического воспитания данной группы населения представляет определенные трудности [2]. Дискуссия между медицинскими работниками и учителями ведется с давних пор: врачи, располагая богатыми медицин скими знаниями, статистикой заболеваемости, каждодневным контактом с различным больными, в силу ряда объективных и субъективных причин не в состоянии вести просветительскую работу в детских коллективах; педагоги, общаясь с определенным детским контингентом, при отсутствии специальных медицинских знаний, да и с отстранением их от воспитательной деятельности, не способны сегодня донести до детей всю полноту гигиенических знаний. Причем обе ответственные стороны действуют в этих вопросах обособленно. Как бы в стороне остаются родители, призванные по закону заботиться о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, а в условиях столичного мегаполиса и местные власти в лице муниципалитетов и префектур остаются незадействованными в решении этих вопросов [3]. В настоящее время вопросам сохранения здоровья (в том числе профилактики) уделяется огромное значение — реализуется национальный проект «Демография», который подкреплен федеральными проектами «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»; «Старшее поколение»; «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», сокращенное его название «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт — норма жизни». В то же время при реализации его на местном уровне возникают указанные выше проблемы.

Пандемия нового коронавируса еще больше оголила эту проблему, заставила население внимательно относиться к своему здоровью и здоровью своих родных и близких, тем самым повысив актуальность проблемы профилактики.

Для Цитирования:
Денисов Л.А., Нехорошева Е.В., Основы охраны здоровья в школе как предмет гигиенического обучения и формирования новой грамотности педагогов. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: