По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основы федеральной системы государственных закупок и ее роль в эффективном расходовании бюджетных средств

В рамках данной статьи изучается система осуществления государственных закупок в РФ в том виде, в каком она присутствует сегодня в государственном секторе. В данном контексте был изучен процесс формирования и размещения государственных заказов, были раскрыты ключевые понятия, которые используются в этой системе. В частности, были рассмотрены понятие контрактной системы и обозначен список ее участников, понятия единой информационной системы, закупок, определены заказчики и поставщики, контролирующие органы. Для формирования выводов было изучено взаимодействие элементов системы госзакупок и разработан алгоритм, позволяющий раскрыть особенности этого взаимодействия. В качестве заключения в данном исследовании подчеркивается необходимость усиления работы над подготовительным этапом планирования. В качестве инструментов решения проблемы предлагаются обращение к опыту иностранных систем госзакупок и анализ этого опыта.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 08.04.2013 № 14. Ст. 1652.

2. Гребенникова В.А., Немченко Л.И. Новый подход к размещению государственных и муниципальных заказов: преимущества и недостатки контрактной системы // Финансы и кредит. — 2014. — № 15 (591). — С. 21–26.

3. Истомина Е.А. Особенности современной модели института государственных закупок в России // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 9 (338). — С. 27–34.

4. Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками // Символ науки. — 2015. — № 7–1. — URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-o-teorii-i-praktikegosudarstvennogo-kontrolya-za-goszakupkami (дата обращения: 05.01.2017).

5. Мокренко А.В. Ключевые аспекты планирования и нормирования в системе государственных закупок Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. — № 11 (78). — С. 49–52.

6. Мокренко А.В. Планирование закупочной деятельности. Теоретические и практические аспекты // Институциональные императивы развития экономики России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1–2 февраля 2016 года, Ростов-на-Дону). — Ростов н/Д.: Издат. центр ДГТУ, 2016. — 252 с.

Государство является одним из источников товаров для населения, оно предоставляет социально значимые работы, услуги и товары. При этом, несмотря на осуществление коммерческой деятельности, власть всегда должна действовать в первую очередь в интересах населения и максимально рационально использовать бюджетные средства. Ключевым способом оптимального расходования средств и реализации сервисных функций является контрактная система, которая включает в себя формирование и размещение государственных и муниципальных закупок.

Важными условиями этого процесса являются абсолютная публичность и строгое соблюдение всех процедур, установленных в законодательном порядке. Публичность важна для обеспечения прозрачности, каждый хозяйствующий субъект может получить доступ к получению такой закупки, предложить свои услуги. Это сложный процесс, однако его успешная реализация гарантирует наиболее корректное расходование бюджетных средств.

Как уже отмечалось выше, система государственных закупок — это сложный и многогранный процесс, а потому его изучение стоит начать с определения ключевых понятий. Основные понятия зафиксированы в тексте федерального закона, который регламентирует работу всей системы. Итак, контрактная система в сфере закупок товаров, услуг или работ для обеспечения государственных нужд представляет собой совокупность участников контрактной системы, объединенных использованием единой информационной системы и действующих в соответствии с правилами, установленными в соответствующем федеральном законе. Действия всех участников (с обеих сторон) должны быть направлены на удовлетворение муниципальных или государственных нужд.

В рамках закона дано подробное описание участника контрактной системы. Участниками могут являться:

  • органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию работы контрактной системы;
  • федеральный орган исполнительной власти по регулированию работы контрактной системы;
  • органы местного самоуправления с аналогичными функциями;
  • лица, уполномоченные на проведение нормативно-правового регулирования;
  • госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом»;
  • подрядчики;
  • исполнители;
  • заказчики;
  • операторы единых электронных площадок.

Другим важнейшим условием деятельности системы является наличие единой информационной системы. Она может выражаться в разном виде, принципиально важно, чтобы информация находилась в открытом доступе. Такая информация должна включать в себя данные об условиях и запретах допуска товаров, особенно при поставках из-за рубежа, планы закупок, графики, планы о реализации, любые общие сведения об условиях исполнения контрактов, реестр контрактов, реестр ненадежных заказчиков. Базируется единая информационная система в сети Интернет на ресурсах официального сайта системы.

Для Цитирования:
Кравцов Михаил Кириллович, Основы федеральной системы государственных закупок и ее роль в эффективном расходовании бюджетных средств. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: