По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 782/785 DOI:10.33920/nik-02-2208-07

Основные тенденции в современном музыкальном искусстве*

Щеглова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель кафедры искусства, аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: musicaforever@rambler.ru

В статье рассматривается новый этап развития современной музыкальной культуры, проявившийся в эпоху постмодерна. Эти качества проявляются в формировании нового звучания, интеграции музыкального искусства с другими видами искусств, смешении музыкальных стилей, появлении пограничных форм музыкального искусства, рождении современного музыкального языка. Искусство в статье соотносится с процессами научно-технического прогресса.

Литература:

1. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — Изд. «Стереотип». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. — 352 с.

2. Медушевсий В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. — Муз. Украша, 1988. — С. 5–18.

3. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва // Обсерватория культуры. — 2006. — № 1. — С. 21–32.

4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика [Текст]: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; пер. с англ. В.В. Сапова. — СПб: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2000. — 1054 с.

5. Флиер А.Я. Мультикультурность // Обсерватория культуры. — 2008. — № 2. — С. 22–26.

1. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. — Izd. «Stereotip». — M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2020. — 352 s.

2. Medushevsiy V.V. Muzykal'noye proizvedeniye i yego kul'turno-geneticheskaya osnova // Muzykal'noye proizvedeniye: sushchnost', aspekty analiza. — Muz. Ukrasha, 1988. — S. 5–18.

3. Savitskaya T.Ye. «Global'nyy podrostok» v orbite global'noy kul'tury: geroy ili zhertva // Observatoriya kul'tury. — 2006. — № 1. — S. 21–32.

4. Sorokin P.A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika [Tekst]: issled. izm. v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestv. otnosheniy / Pitirim Sorokin; per. s angl. V.V. Sapova. — SPb: Izd-vo Rus. khristian. gumanitar. in-ta, 2000. — 1054 s.

5. Fliyer A.YA. Mul'tikul'turnost' // Observatoriya kul'tury. — 2008. — № 2. — S. 22–26.

Музыкальная культура очень чутко реагирует на социальные и культурные процессы, происходящие в мире, формирует определенные ценности, отвечающие потребностям разных социальных групп в современном обществе, оказывая огромное влияние на нашу духовную жизнь [2, c. 5–18]. В XX–XXI столетиях бурно развивается наука и техника, идет активное становление современного постиндустриального общества с возрастающей ролью информационных технологий. В соответствии с этими новыми явлениями ярко проявляется роль массового искусства, появляется новая аудитория, меняются способы подачи и трансляции музыкального искусства, что оказывает непосредственное влияние на современное общество. Между высокой музыкой и массовой музыкальной культурой формируются особые творческие процессы, которые повышают их взаимовлияние. Современная музыкальная культура представляет собой сложное комплексное явление, которое сейчас находится на стадии формирования важного феномена. Этот феномен проявляется во взаимодействии музыкальных стилей и форм с ранее не пересекавшимися ее пластами: аутентичной народной музыкой, высоким академическим искусством и массовой культурой. Такая трансформация музыкального искусства вызвана бурным технологическим развитием и его влиянием на социокультурные процессы в обществе. Новые научнотехнические достижения, особенно электронно-компьютерные, оказывают огромное влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе на современное музыкальное искусство. Универсальность — особенность новейших технологий. Искусство становится элементом научно-технического прогресса в современном постиндустриальном (информационном) обществе.

Если рассматривать основные тенденции современной музыкальной культуры, происходящие в постиндустриальном мире, можно отметить повсеместное внедрение музыкального искусства во все сферы человеческой деятельности. Формируется новый интеграционный язык, основанный на взаимодействии музыки и зрелищных видов искусства. Это различные шоу-программы, театр, кино, мюзиклы. В связи с этим усиливается развлекательная функция в массовой музыкальной культуре. Происходит слияние музыкального искусства с масс-медиа, выпускаются видеоклипы, музыкальные телепередачи, процессы творчества технически усложняются. Рождается новое экспериментальное тембральное звучание, музыкальная интонация обновляется за счет нахождения иной звуковой палитры. В музыкальные произведения включаются шумы искусственного и природного происхождения — такие как крики чаек, звон бокалов, скрип, шум дождя и ветра, оживленной улицы, голоса людей, то есть не тоновые звуки, а звуки, не имеющие определенной высоты.

Для Цитирования:
Щеглова Татьяна Геннадьевна, Основные тенденции в современном музыкальном искусстве*. Ученый совет. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: