По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.658

Основные тенденции управления организациями сферы услуг

Маргарита Николаевна Кузина канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, ORCID: 0000-0001-7784-6184, E-mail: KuzinaMN@stud.rosnou.ru
Александр Александрович Крикунов аспирант кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, E-mail: krikunovaa@stud.rosnou.ru

В статье рассмотрены основные тенденции управления организациями сферы услуг. Актуальность темы управления организациями сферы услуг связана с тем, что эта сфера играет важную роль в экономике страны. Услуги обеспечивают занятость населения, способствуют росту ВВП и повышению качества жизни граждан. Однако для устойчивого развития сферы услуг необходимо совершенствовать теоретические основы управления организациями в условиях цифровых трансформаций.

Литература:

1. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности. Четвертый пересмотренный вариант // Статистические документы // Серия M № 4/Rev.4. — 2009. — 353 с.

2. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320 (дата обращения: 19.06.2024).

3. ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению» (утв. постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163). — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_39420 (дата обращения: 19.06.2024).

4. Белый К. Доля сферы услуг в ВВП. — URL: https://fingeniy.com/dolya-sfery-uslug-vvvp-o-chem-ona-govorit/ (дата обращения: 16.06.2024).

5. Остапкович Г.В., Лола И.С. Деловой климат в сфере услуг: итоги 2023 г. — М.: НИУ ВШЭ, 2024. — 11 с.

6. Семенова А.А., Кузина М.Н. Взаимосвязь инновационного и социального развития регионов России // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2021. — № 12. — С. 6–15.

В современной экономике сфера услуг играет важную роль, поскольку она способствует социальной ориентации экономики, повышению качества жизни населения и ее сбалансированному развитию.

Сфера услуг — это часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг, сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Сфера услуг включает обширный спектр отраслей, которые обычно подразделяют на три группы: потребительские (образование, здравоохранение, социальная помощь, туризм, культура и др.), обслуживающие взаимодействие экономических агентов и услуги государственного управления, обеспечения безопасности и охраны порядка. В соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК) выделяют следующие виды услуг (рис. 1).

Услуги приобретают все большее значение в экономике в последние годы. Этот рост объясняется усложнением производственных процессов и увеличением ассортимента товаров повседневного спроса. Научно-технический прогресс является основной причиной возникновения новых видов деятельности, в том числе в сфере услуг. Интернет и цифровые технологии являются ключевыми элементами революции, которая затрагивает все аспекты жизни: от времени, проводимого покупателями в торговых центрах, до способов получения информации о товарах и доставки с использованием краудсорсинга. Благодаря современным технологиям потребители изменили свое поведение.

В последние десятилетия отмечается увеличение доли сферы услуг в ВВП стран мира. В таких странах, как США, Швейцария, Великобритания, Франция и др., этот показатель достигает 70% и более, что приводит к снижению вклада промышленности, сельского хозяйства и других секторов в ВВП.

Страны с высоким уровнем сферы услуг в ВВП (более 60%) также имеют высокие места в рейтинге качества жизни населения (от 1-й до 30-й позиции). Например, Швейцария с почти 72% сферы услуг в ВВП занимает первое место по уровню жизни в мире, а США с 77% сферы услуг в ВВП находятся на 17-м месте по уровню жизни. Страны со средним уровнем услуг в ВВП (более 50%) также имеют средние позиции в рейтинге качества жизни (от 30-й до 60-й позиции). В России доля сферы услуг составляет 52,9%, а уровень жизни оценивается как ниже среднего (70-е место). Страны с низким уровнем услуг в ВВП (менее 50%) имеют низкие позиции в рейтинге качества жизни.

Для Цитирования:
Маргарита Николаевна Кузина, Александр Александрович Крикунов, Основные тенденции управления организациями сферы услуг. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: