Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:
- Конституция — международные отношения, регулирующие вопросы стандартизации;
- ФЗ № 184 «О техническом регулировании» (ст. 3, 15, (изменение от 05.04.2[1], определивший правовые основы стандартизации в РФ, участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, правила использования документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов;
- ФЗ № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» [2], определяющий цели и задачи, принципы стандартизации и основные направления развития стандартизации в РФ.
В соответствии с новым ФЗ № 162 впервые установлен правовой статус Технических условий (ТУ) — как вид «Стандарта организации», что является полезной инновацией, содействующей техническому развитию и повышению конкурентоспособности продукции [2].
До сих пор правовой статус ТУ был «размыт», хотя ТУ при разработке, производстве, эксплуатации, утилизации продукции играет огромную роль в сфере технической документации.
Законом № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» введены следующие понятия:
- предварительный национальный стандарт;
- стандарт организаций (СТО).
За основу предварительных стандартов могут быть приняты стандарты организаций или иные документы, определенные в рамках системы национальной стандартизации.
Законом установлен порядок разработки и утверждения стандартов организаций, который определяет объекты стандартизации и общие положения для применения организациями, расположенными на территории РФ, согласно ГОСТ Р 1.4 [3].
Существуют проблемы в национальной системе стандартизации, обусловленные тем, что в ФЗ № 184 «О техническом регулировании» стандартизация в основном рассматривается как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов.
Одним из серьезных недостатков принятых технических регламентов является отсутствие требований к инновационной продукции для обеспечения ее скорейшего выхода на рынок.