По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основные технические характеристики легковых автомобилей

Игорь Ремезов автоэксперт

Если более полувека назад автомобили в большинстве своем были рабочими лошадками, то в современных реалиях автомобиль стал не просто средством передвижения, а атрибутом образа личности. Именно поэтому все больше и больше сил производители транспортных средств направляют в разработку «лучшего» дизайна автомобиля. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что маркетологи, при продвижении новой модели, акцентируют внимание покупателей на том, каким дизайном тот будет обладать. Будет ли авто выглядеть спортивно, стильно, брутально, современно и т.д. И это норма. Но противоречие заключается в том, что больше времени отдается демонстрации экстерьера и интерьера в ущерб информации о технических характеристиках автомобиля. Стоит ли считать такое справедливым? Неужели технические характеристики сегодня действительно не заслуживают столько же внимания, сколько их дизайн?

На самом деле заслуживают, и даже больше! Ведь именно ряд ключевых аспектов эксплуатации автомобиля зависит именно от его технических характеристик. Речь идет о скорости движения авто, его управляемости и безопасности водителя и пассажиров как минимум. В рамках данной статьи мы рассмотрим то, на какие именно характеристики автомобилей стоит обращать особенное внимание при максимально возможном объективном сравнении. Рассмотрим сами характеристики, а также их влияние на поведение автомобиля в условиях повседневной эксплуатации.

Двигатель

Итак, первым делом рассмотрим двигатель. Среди водителей очень распространена поговорка: «покупаем лошадиные силы, а ездим на крутящем моменте». И во многом эти слова отражают реальное положение дел. Но, к сожалению, по мнению большинства автовладельцев ключевой характеристикой двигателя машины является его мощность, а именно — количество лошадиных сил под капотом авто. Отчасти это объяснимо тем, что именно от мощности автомобиля зависит величина транспортного налога, и это правильно. Но с другой стороны, в сравнении с той же мощностью, крутящему моменту зачастую отдается не так много внимания. А ведь именно от него зависит то, насколько быстро автомобиль будет набирать скорость. Чем выше крутящий момент и чем шире диапазон оборотов коленвала, на которых он достигается, тем лучше и динамика разгона автомобиля.

Помимо этого, крутящий момент зачастую выручает и при езде в сложных условиях, а также при тяжелых нагрузках, как, например, при подъеме в гору, преодолении бездорожья, перевозке груженого прицепа и т.д. Тут крутящий момент будет играть куда большую роль, чем мощность. И кстати, одним из основных параметров, формирующих крутящий момент, является объем двигателя, а также его тип. Ведь «при прочих равных» дизельные моторы обладают большей тягой, но при этом несколько проигрывают бензиновым двигателям в мощности и, соответственно, в максимальной скорости авто.

Также стоит обратить внимание на эксплуатацию автомобилей с так называемыми «турбированными» двигателями. При использовании одной или нескольких «турбин» повышается отдача двигателя, но при этом не увеличивается его номинальный объем. Однако вместе с этим, при эксплуатации турбины сильно изнашивают силовой агрегат, что негативным образом сказывается на его ресурсе (времени службы). В частности, «турбированный» двигатель может пострадать от масляного голодания (повышенный расход масла), топливной капризности (использование топлива низкого качества), а также при резких ускорениях, торможениях и езде на высоких скоростях (повышенная нагрузка на агрегат).

КПП

Мощность двигателя является важным его показателем, но вместе с этим она бесполезна, если не будет передачи крутящего момента (тяги) на ведущие колеса. Это осуществляется при помощи коробки переключения передач (КПП), которые бывают:

●механические,

●автоматическе,

●роботизированные,

●вариаторные.

Главным параметром любой КПП, к какому бы типу она ни принадлежала, является передаточное отношение, т.к. именно от него зависит объем передаваемой ведущим колесам «тяги». В устройстве КПП есть несколько передач с разным передаточным числом, за счет чего достигается наибольшая эффективность использования автомобилем крутящего момента в зависимости от скорости его движения. Ускорение автомобиля начинается с первой передачи и, при наборе скорости, передачи переключаются вверх. При этом если на автомобиле стоит механическая КПП, то передачи нужно переключать вручную, а если автоматическая, то гидромеханический привод будет самостоятельно устанавливать нужный параметр.

Эти типы КПП известны уже на протяжении достаточно долгого времени и характерны наличием определенного набора передач с четким передаточным отношением. Помимо механических и автоматических КПП существуют и вариаторные, способные плавно изменять передаточное число, за счет чего крутящий момент автомобиля используется еще более эффективно. Также есть и роботизированные коробки передач, работа которых основана на совмещении принципов работы механических и автоматических КПП, при этом за управление переключением передач и сцепление отвечает электроника. КПП данного типа отличает легкость в управлении, способность существенно сокращать потребление топлива и более низкая цена в сравнении с автоматическими коробками передач.

Подвеска

Любой автовладелец хочет, чтобы автомобиль не просто ехал, а передвигался с максимальным комфортом, принося водителю удовольствие от вождения. То, насколько плавно автомобиль будет идти по дороге, поворачивать и справляться с неровностями дорожного полотна, во многом зависит от подвески. На большинстве бюджетных автомобилей сегодня чаще всего стоит подвеска стандартной компоновки с независимой конструкцией со стойками макферсона на переднем мосту и полузависимой торсионной балкой на заднем. Максимально простая и дешевая конструкция. Однако оборудованные ей автомобили, как правило, не отличаются особым комфортом при езде. В этом плане ярко выделяется подвеска, где как минимум на заднем мосту есть независимая многорычажная система. Если же эта система есть как спереди, так и сзади, то комфортность такого автомобиля тут же поднимается. Как и его стоимость.

Наиболее продвинутые автомобили могут быть оборудованы адаптивной или пневматической подвеской, способной подстраиваться под дорожное покрытие, преодолевая неровности и убирая лишнюю тряску кузова. Тем самым автомобиль с такой подвеской может ехать максимально комфортно вне зависимости от его скорости.

Не стоит забывать и о влиянии длины колесной базы автомобиля на его управляемость. Чем длиннее база, тем плавнее идет автомобиль и тем легче контролировать его в поворотах. При этом длинная база делает автомобиль не очень маневренным. В это же время, автомобили с короткой базой гораздо маневреннее, подвижнее, ими удобнее управлять, находясь в потоке. Также они обладают лучшей проходимостью (из-за которой среди производителей внедорожников наблюдается тенденция к уменьшению длины колесной базы новых машин).

Привод

Важную роль в эксплуатации автомобиля играет тип привода. На большинстве бюджетных авто чаще всего применяется передний привод, при котором «тяга» идет на передние колеса. Он характерен простотой конструкции, ее дешевизной и легкостью. Переднеприводные автомобили гораздо эффективнее пользуются крутящим моментом двигателя за счет того, что потери энергии при передаче тяги от двигателя к колесам намного ниже, чем у других типов привода. По понятным причинам. За счет переднего привода обеспечивается оптимальная управляемость в сложных дорожных условиях и лучшая в сравнении с задним приводом проходимость.

В это же время переднеприводные автомобили не лишены и недостатков. В частности, ездить на них не очень комфортно из-за вибраций, передающихся на кузов и в салон, а также из-за их склонности пробуксовываться при резком старте.

Спортивные автомобили и авто премиум-класса чаще всего являются заднеприводными, т.е. крутящий момент передается на задние колеса. Ездить на них комфортно за счет снижения вибраций кузова и оптимального распределения нагрузки между передней и задней осью, что положительно сказывается на плавности движения авто. При этом свои минусы у таких автомобилей также есть. В частности, такие автомобили по большей части тяжелее своих переднеприводных собратьев, обладают меньшей проходимостью, а также ими сложнее управлять на скользкой дороге и бездорожье.

Кроме всего прочего, автомобиль может обладать полным приводом, при котором все четыре колеса авто являются ведущими. Полноприводные автомобили характерны прекрасной проходимостью, отличной управляемостью, но при этом гораздо большим расходом топлива. Последнее отчасти решаемо, если машина оснащена подключаемым полным приводом, при котором в обычном режиме задействована только одна ведущая ось, в то время как вторая подключается при пробуксовке ведущих колес.

Топливная система

Тема топливной экономичности становится все более и более актуальной с повышением цен на топливо и ужесточением требований по защите окружающей среды. На расход топлива главным образом влияют четыре фактора:

●тип топлива (бензин, дизель),

●вес автомобиля,

●трансмиссия,

●манера вождения.

Во-первых, бензиновые двигатели заметно «прожорливее» дизельных, но при этом обслуживать их гораздо дешевле, чем те же дизельные. Вовторых, чем тяжелее автомобиль, тем больше усилий (и соответственно — больше топлива) необходимо для того, чтобы он поехал. Тут также немаловажную роль играет не только тип двигателя, но и его мощность. В-третьих, существующее мнение о том, что автомобили с коробкой-автоматом потребляют больше топлива, чем машины с «механикой», верно не до конца. Тут расход топлива зависит от количества ступеней коробки передач. Чем больше передач, тем плавнее автомобиль набирает скорость, переходя на новую ступень, и, соответственно, тем меньше топлива он расходует. И как уже отмечалось ранее, моноприводные автомобили гораздо экономичнее полноприводных. В-четвертых, если водитель спокойно едет на автомобиле, поддерживая скоростной режим, плавно ускоряясь и замедляясь, то его авто потребляет меньше топлива.

Полезным советом будет умножать заявленную производителем величину расхода на 1,2–1,5, т.к. производители зачастую приводят величину, рассчитанную в идеальных условиях (идеальное вождение, пустая прямая дорога), или даже на 2,0–2,5, если вы любите быструю езду.

Безопасность

И последнее по счету, но никак не по значению — безопасность автомобиля. Существует два типа систем безопасности автомобиля. Они могут быть «пассивными» и «активными». В первую группу можно отнести механические приспособления, вроде подушек и шторок безопасности, ремней безопасности и их натяжителей, конструктивных особенностей кузова и т.п. Во вторую группу — различные электронные системы помощи водителю, например, ABS, TCS, EBD, ESP и многие другие. Однако при всем при этом не стоит забывать об одном важном моменте. Как правило, чем больше систем безопасности находится в автомобиле, тем выше его стоимость. Но при этом очень большая стоимость авто не гарантирует абсолютную безопасность.

Поэтому, если у вас есть достаточные финансовые возможности, и вам важны как ваша жизнь, так и жизни окружающих людей, выбирая автомобиль, не забывайте об аспектах, характеризующих его безопасность.

Язык статьи:
Действия с выбранными: